Примерно так выглядел бы Беф-Сарим и машины Джозефа Рутерфорда в наше
время (их было бы две), если сравнивать то, что у него было в своё
время. (наглядное сравнение)
Наверное большинство Свидетелей Иеговы, особенно в России, не видят в
своей организации некую религиозную бизнес-структуру, которая на
протяжении всей истории извлекает прибыль и финансово растёт.
Вроде бы достаточно ответить всего на пару вопросов: если организация не богатела бы на протяжении десятков (более сотни лет), то откуда тогда у неё столько недвижимости, десятки филиалов, свои крупные издательства, фермы, пожарные службы, жилые комплексы для работников, свои автопарки и другое имущество? Ведь этого изначально ничего не было, начало было относительно скромным, когда Чарльз Рассел бросил первый клич «требуется 1000 проповедников».
При этом, всё это имущество принадлежит вовсе не частным лицам-Свидетелям Иеговы, а или многочисленным юридическим структурам, подчиняющихся беспрекословно Главному Управлению организации в США, или же записанному на имена отдельных представителей, как правило, старейшин, реже, других проверенных Свидетелей Иеговы, которые, по сути, выступают все равно как представители данной организации.
То, что ряд местных «Залов Царства», оформлено было изначально и стояли на балансе местных собраний (потому что были куплены на их деньги и считалось, что они принадлежали местной общине) – этот порядок был благополучно опровергнут скандалом, в связи с действиями организации, в отношение местного собрания в Менло Парк (США).
Вкратце конфликт можно описать так: организация прислала своего представителя, разъездного «надзирателя», чтобы провести новые решения о распоряжении относительно здания местного собрания. Это здание принадлежало местному собранию в прямом смысле. Местный совет старейшин был против дополнительных трат и не побоялся вступить в конфронтацию, высказав своё мнение по данному вопросу.
Что же произошло дальше? А дальше конфликт перерос в противостояние между местными старейшинами и организацией, которая желала распоряжаться недвижимым имуществом местного собрания по своему усмотрению. Во-первых, этих старейшин сместили именно из-за их несогласия. Во-вторых, были произведены очень нехорошие действия со стороны организации, которые были противозаконны, направленные на перехват управления. Например, были уведены деньги со счёта, за который отвечал один из «опальных» старейшин на другой счёт, который был открыт со стороны организации другим представителем. Операция по перечислению денег была сделана противозаконно, тайно, с использованием в банке каких-то людей и договоренности с ними.
В данном случае, могло еще последовать и обвинение в воровстве в адрес данного старейшины, как ответственного лица. Также были обнаружены какие-то мутные движения денег на некоторых счетах, которые могли быть «отмыванием средств».
В результате дело дошло как до суда, со стороны местных старейшин, так и до представителей ФБР.
Протоколы заседаний, на английском языке есть на англоязычных сайтах бывших Свидетелей Иеговы, а также были выложены в моих блогах.
Этот случай лишь пример того, как иерархия организации использует религиозную власть, чтобы перехватывать контроль за имуществом местных собраний и распоряжаться им независимо от позиции местных старейшин, которые отстаивают интересы местных христиан-Свидетелей и не хотят отдавать контроль за собственностью под контроль иерархической верхушки организации. Ещё этот случай подтвердил, что в случае таких конфликтов, организация даже идёт на незаконные операции, с кем-то договаривается в банковской сфере и совершает другие, весьма подозрительные действия с точки зрения закона.
По сути дела, это называется «перехват управления», хотя лично меня это не удивляет, потому что Джозеф Рутерфорд именно подобным образом перехватил когда-то управление организацией, отвергнув завещание Чарльза Рассела и назначенный совет директоров из других соверующих того времени. После чего он начал выстраивать иерархию из назначенцев в большинстве собраний, которые входили тогда в «Исследователи Библии». В результате те, кто был не согласен с такой принудительной политикой (а таких было много), вынуждены были уйти и даже организовывать другие ассоциации в 20-е годы прошлого столетия. Согласно литературе этих ассоциаций, не подчиняющихся единоличному руководству Рутерфорда , было уже около 10 или более. Они все были «исследователями Библии» в разных вариантах. Наверное, именно это привело к тому, что Рутерфорд выбрал в начале 30-х годов новый «бренд» - «Свидетели Иеговы», который и стал потом совсем не «исследовательской» религией, а пропагандистской машиной в религиозном мире.
Но я в двух словах расскажу, как богатела организация со времен Рассела, и что изменялось в этом отношении.
С самого начала организация существовала как некое «акционерное общество» (как минимум до 1944 года, до внесения изменений в Устав после смерти Джозефа Рутерфорда), которое находилось под контролем Рассела. Оно было организовано по всем правилам религиозного и издательского бизнеса. Были офисы, где работали работники, были магазины, где продавались книги Рассела, библии и другая литература религиозного содержания. Была многочисленная реклама в газетах, журналах, естественно, она была не бесплатной. Были многочисленные поездки Рассела с лекциями, которые тоже были массовой рекламой его книг и его имени. В наше время это могли бы назвать «семинарами» и построенным на таких семинарах бизнесом.
Потом Рассел перенес свой офис в район Бруклина, как раз тогда, когда должен был заработать знаменитый Бруклинский мост, который соединял знаменитый престижный район Нью-Йорка – Манхеттен, но, видимо, этот район и офисы были не по зубам молодой, и тогда еще не такой богатой религии. Потому офисы и здания Свидетелей обосновались напротив Манхеттена, но как раз через залив от паромной переправы, недалеко от Бруклинского моста, который был тогда только появлялся, а главное – в крупном городе – Нью-Йорке. К слову сказать, именно на Манхеттене находится знаменитая биржа Уолл-Стрит и прочие финансовые учреждения. Именно на Манхеттен направлены были огромные вывески на зданиях Свидетелей Иеговы (они даже проверяли, видно ли эту рекламу их религии с другого берега, что показано в их рекламных роликах организации).
То есть бизнес и его реклама выстраивалась по всем правилам бизнеса. Кроме того, небольшие представительства были открыты в некоторых других крупнейших городах других стран – несколько в Европе: прежде всего в Англии, Германии, также в Японии и ряде других стран.
Через какое-то время количество зданий и офисов выросло, количество стран, недвижимости, аудитории, печатное дело также росло. Новая религия постепенно «обрастала финансовым жирком».
Примерно 110 лет из 135 лет своего существования (то есть до самого конца 1980-х годов) организация продавала свою религиозную литературу по всем правилам печатного бизнеса. Это прекрасно видно из их старых публикаций и особенно многостраничной рекламы других изданий (в каждой книге или брошюре до 10-12 страниц такой рекламы с ценами, скидками на опт, акциями, «микс»-предложениями и другой рекламой).
Изначально у организации (как я увидел при исследовании), видимо, была разная аудитория, на которую были направлены издания. Книги времен Рассела были объемными, с множеством фотографий, рисунков, гравюр. Они были довольно неплохо оформлены, но и стоили недешево. То есть создается впечатление, что Рассел обращался не к «рабоче-крестьянской» аудитории главным образом, а какому-то более образованному и более платежеспособному «среднему» классу.
Во времена управления Рутерфорда все печатное дело приобрело другой бизнес-формат.
Рутерфорд, видимо, понял очень быстро, что его авторитет, по сравнению с авторитетом Рассела, ничтожен, что его книги в этой среде не будут востребованы, союзников после перехвата управления в организации у него остается мало (я говорю о тех, кто участвовал в написании книг и журналов), а потому он сделал ставку на массовую продажу дешёвых публикаций, на очень дешёвой бумаге, с минимум иллюстраций или вообще с их отсутствием. И главное – его потребителями в основном стали «рабоче-крестьянские» массы. В отличие от более философских, «исследовательских» книг Рассела, Рутерфорд стал писать пропагандистские статьи, книги, стиль публикаций изменился очень серьезно, любая чушь в книге не должна была вызывать сомнений в убежденности авторов. Все книги (а их за время правления Рутерфорда почти за четверть века) было выпущено более 100, некоторые из них были по 300 страниц и более, писались под брендом «судья Джозеф Рутерфорд». Я сомневаюсь, что, несмотря на повторяемость многих мыслей и толкований, Рутрфорд все эти книги написал сам. Но он, видимо, шёл по пути, проторенному Расселом, раскручивая узнаваемое имя. Скорее всего, ряд книг был написан другими сотрудниками и отделами организации, а Рутерфорд их мог просматривать и редактировать. Или он пользовался уже готовыми мыслями из разных источников, которые ему кто-то готовил заранее. Но это лишь моё предположение. Но количество книг, пусть даже за 20 с небольшим лет, больше 100 и в большинстве – по 200-350 страниц – это очень приличное количество.
Но, так или иначе, книги продавались сравнительно дешево, многомиллионными тиражами. Аналогично обстояло дело с отдельными выпусками журналов и брошюр, особенно упор делался на подписки журналов. Естественно, в них рекламировались другие книги и товары от организации. Брошюры на отдельные темы в те времена содержали по нескольку страниц рекламы других изданий с ценами, названиями, количеством страниц, количеством иллюстраций и так далее.
Первые десятилетия организация активно перепродавала или печатала другие переводы библии, потому что своего собственного у неё тогда не было. Библии продавались как и другая литература. Несмотря на расхождения с последователями Рассела, Рутерфорд в первое десятилетие своего правления продолжал активно продавать труды Рассела. Отказаться от них он все равно не мог по финансовым соображениям. Его имя было неизвестно тогда аудитории, а имя Рассела было тогда в данных кругах – брендом. Книги с именем Рассела еще долго раскупались. Но постепенно количество распространителей всё увеличивалось, пропаганда имени Рутерфорда делала свое дело, его книги, брошюры тоже стали покупать.
Система продажи литературы и других предметов работала так: распространителям-Свидетелям предлагались льготные цены (со скидкой), оптовые и «миксовые» (смешанные) оптовые пакеты, даже были скидочные акции. Распространители выкупали у организации эту литературу лично или по почте получали её и распространяли её с очень небольшой наценкой.
Несмотря на относительную дешевизну этих книг и журналов, основная прибыль (вполне регулярная и стабильная) уходила организации, распространители больше работали «за идею», судя по тем наценкам и отзывам, которые я читал в их литературе. Наценки были незначительными, в ряде случаев миссионеры-распространители брали плату продуктами, овощами, курицами или другими нужными им вещами, если предлагали.
Часто распространением литературы массово занимались дети, подобно тому, как «гарсоны» продавали когда-то газеты на улицах. Этот детский труд поощрялся во времена Рутерфорда очень сильно, он используется организацией и в наше время. Но тогда многие родители смотрели на это как на какую-то небольшую финансовую помощь семье, да и дети могли за вырученные центы что-то купить себе или для семьи. Хотя многие дети были обучены быть верующими, а не только работать за деньги, распространяя литературу. Но участие в распространении 5-7-летних детей – была вовсе не редкость.
Организация же на вырученные деньги открывала новые офисы, покупала фермы, куда также шли работать идейные Свидетели, увеличивала издательский бизнес, приобретала складские помещения, жилые, наращивала свой автопарк. Все прекрасно понимают в наше время, что при маленьких объемах сбыта собственной продукции множество помещений или машин с персоналом держать невыгодно. Если же объемы сбыта растут, то уже выгоднее держать свой автопарк, склады, персонал, потому что финансовые затраты будут меньше. К тому же идейные работники обходились организации почти даром, а при этом они были мотивированы и достаточно честны, чтобы не воровать.
Но вот материальная заинтересованность самых высших руководителей не выглядит христианской, а уж тем более – близкой к аскетизму Христа или апостолов.
Во-первых, когда пишут, что Чарльз Рассел что-то продал из своего бизнеса и вложил в религиозную организацию, то что тут удивительного, если бизнесмен продал один бизнес или магазин и вложил деньги в другой бизнес или магазин с производством?
Сам образ жизни Рассела говорит о том, что он не был бедным человеком и не собирался «раздавать свое богатство нищим». Он мог позволить себе ездить по миру, совершать кругосветные турне. Есть фотографии, что он побывал во многих странах Европы, был в Израиле того времени, был в Китае, в Индии и других странах.
Кто-то ему помогал в собирании крупных аудиторий. Ну вот представьте, приезжает в европейскую страну какой-то неизвестный американский проповедник какой-то новой религии. Как зазвать массу людей на его лекции-презентации? Конечно, использовались и объявления в газетах, другие формы рекламы. Но некоторые англоязычные исследователи подмечают, что турне Рассела было более успешным в тех странах, где существовали сильное масонское влияние в обществе, в других же странах – Расселу с трудом удавалось делать выступления и собирать какую-то аудиторию. Кроме того, позже, было опубликовано письмо, где Расселу по линии масонов, в переписке, давалась определенная рекомендация и просьба о содействии ему. Поэтому успешность турне с лекциями в ряде стран, некоторые приписывают содействиям масонских лож или их представителей, особенно, в европейских странах. Так это или нет, до конца сказать сложно, но вот могила Рассела находится в нескольких десятков метров от масонского храма, а первоначальная используемая символика на его журналах и книгах – была идентична масонской.
Образ жизни «судьи Рутерфорда» тоже был далеко не аскетичным. Во-первых, Рутерфорд построил знаменитый «дом князей» (Беф-Сарим), двухэтажную виллу в престижном месте, где проводил много времени и где частично работал. Да и жил Рутерфорд в некоторых отношениях как «князь» - имел два дорогих элитных Кадиллака, очень дорогих по тем временам. Если дешевый Форд можно было купить тогда за несколько сотен долларов, то машины Рутерфорда стоили по нескольку тысяч. И это, по сути, в разгар 30-х годов – в период «Великой депрессии» в США и безработицы. Да и сколько топлива кушали двенадцатицилиндровые Кадиллаки, сколько стоило такое топливо – думаю, что немало.
Кроме того, Рутерфорд любил хорошее спиртное. Даже в период «сухого закона» в США, ему привозили дорогое спиртное из-за границы.
Комфортабельных офисов у него было несколько – на разных континентах. Это видно из критики одного из Свидетелей, который работал в то время рядом с Рутерфордом и который критиковал его за большую разницу качества жизни его и его сотрудников в главном филиале в США. Критик описал ситуацию, что сотрудники жили в крайне аскетичной обстановке, тогда как, по его мнению, Рутерфорд жил как вполне обеспеченный и даже как богатый человек.
Если же почитать то, что пишется как «воспоминания» в литературе организации, то видно, что большинство Свидетелей Иеговы тогда поощрялось к тому, чтобы всячески жертвовать материальным имуществом в интересах деятельности организации. Люди продавали свои дома, годами жили в небольших передвижных прицепах, колеся по США или в других странах, пренебрегали карьерой и образованием, тратили деньги на покупку литературы и более дорогих предметов у организации по предлагаемым ценам.
На систему «добровольных» пожертвований организация перешла только после проигранного в США суда дела проповедника Джимми Сваггарта (Jimmy Swaggart) в 1988-1989 году, после чего Общество Сторожевой Башни была бы обязана в ряде штатов в США платить налог с продаж своей литературы и других предметов, если на них указана цена и стоимость подписок. Организация решила уйти от уплаты налогов, перестав печатать цены и продавать литературу не так как раньше, а собирать «добровольные пожертвования».
Это, конечно, не означает, что Свидетели Иеговы, в прошлые десятилетия не могли предлагать литературу людям фактически бесплатно. В ряде случаев возвещатель-Свидетель покупал литературу, но если человек не мог заплатить, он мог пожертвовать, по сути, своими деньгами или прибылью от перепродажи и дать что-то бесплатно. Иногда сама организация в рекламных целях, тоже раздавала часть литературы бесплатно людям.
Но в целом, организация была построена по коммерческим принципам извлечения дохода и увеличения своих активов. Экономия на практически бесплатном труде «идейных» и мотивированных сотрудников – это мечта сотен фирм, корпораций и бизнес-структур. Организация Свидетелей Иеговы прекрасно овладело методами такого мотивирования и использования дешевого труда.
После смерти Рутерфорда, его вилла «Беф-Сарим» («дом князей») была продана.
Но как обстояло дело в Главном Управлении и у высших руководителей организации позже, скажем, в 70-е годы. Давайте я опять обращусь к книге бывшего члена Руководящего Совета Свидетелей Иеговы Реймонда Френца «Кризис совести», в которой он немного приоткрывает и финансовые аспекты жизни религиозных чиновников высшего ранга в организации. Сразу скажу, что, по его воспоминаниям, сам Реймонд Френц, до того, как попасть в Главное Управление и стать членом Руководящего Совета, на миссионерской работе в других странах поимел проблемы со здоровьем, аналогично поимела серьезные проблемы и его жена-Свидетель. Это все описано в его книге.
Но что интересно, ряду руководителей высочайшего ранга в данной организации такие проблемы никогда особо не угрожали. Большинство из них стали управленцами высокого уровня еще в молодости, при Джозефе Рутерфорде, и почти всю жизнь работали на ключевых постах в организации только потому, что поддерживали политику нового президента. Ряд из них мог не входить в Руководящий Совет, но занимались идеологией организации. Например, прочтите статьи о Клейтоне Вудвортсе. Или прочтите в книге «Возвещатели» такие строки о Фредерике Френце (впоследствии четвёртым президентом Общества, главным идеологом на протяжении десятков лет и дяде изгнанного Реймонда Френца): «В мае 1914 года Фредерик оставил университет и сразу же сделал все необходимое, чтобы стать разносчиком книг (пионером).
В июне 1920 года он присоединился к вефильской семье в Бруклине». (Рамка на стр.111)
То есть с середины 1920 года по день смерти в 1992 году, Фредерик Френц служил в Главном Управлении. Сколько это? 72,5 года? И умер он в возрасте 99 лет.
Клейтон Вудвортс, один из тех, кто был одним из редакторов «Завершенной тайны», с которой было несогласно большинство последователей Рассела, и из-за 7-ми страниц которой, несмотря на то, что страницы из всего тиража книги были вырезаны по распоряжению Рутерфорда, но все равно стали одной из причин обвинений, по которым руководство организации пошло в тюрьму, так вот этот Вудвортс потом почти до конца своей жизни был главным редактором журнала «Золотой Век» (потом «Утешение», потом он же – «Пробудитесь»). Об этом совершенно конкретно рассказывается в статьях литературы самих Свидетелей Иеговы.
Или взять другого «старожила» из соратников Рутерфорда по тюремному заключения – Александра Макмиллана. Вот цитаты из литературы Свидетелей Иеговы об этом человеке, который в тюрьме в 1919 году, согласно рассказу в книге Свидетелей «Возвещатели» (где они попытались рассказать историю своей религии) – играл в…теннис, «на тюремном теннисном корте». (Цитаты из книги «Возвещатели» смотрите в Приложении 2 к главе 13).
Давайте посмотрим цитаты:
Книга «Возвещатели» глава 6, стр.61-71
«Согласно уставу Общества Сторожевой Башни, совет директоров должен был состоять из семи членов. В уставе оговаривалось, что в случае смерти одного из членов совета другие члены могут заполнить вакансию. Поэтому через два дня после смерти Расселла совет директоров избрал новым членом А. Н. Пирсона. В то время семью членами совета были А. И. Ритчи, У. Е. ван Амбург, Х. К. Рокуэлл, Дж. Д. Райт, А. Ф. Хоскинз, А. Н. Пирсон и Дж. Ф. Рутерфорд. Затем совет, состоящий из семи членов, избрал Исполнительный комитет из трех человек.
Оно состоялось 5 января 1918 года, и наибольшее число голосов получили следующие семь человек: Дж. Ф. Рутерфорд, Ч. Х. Андерсон, У. Е. ван Амбург, А. Х. Макмиллан, У. Э. Спилл, Дж. А. Бонет и Дж. Х. Фишер. Из числа этих семи членов совета были выбраны три члена правления: Дж. Ф. Рутерфорд президентом, Ч. Х. Андерсон вице-президентом и У. Е. ван Амбург секретарем-казначеем».
Вот еще оттуда же, немного раньше:
«Но много ли оставалось сделать, чтобы закончить жатву? Брат Расселл, очевидно, считал, что много. Об этом свидетельствует его разговор с братом Макмилланом, произошедший осенью 1916 года. Пригласив Макмиллана в свой кабинет в бруклинском Вефиле, Расселл сказал ему: «Дело стремительно ускоряется и будет ускоряться дальше, ведь „евангелие Царствия“ должно быть проповедано во всем мире». В течение трех с половиной часов Расселл рассказывал Макмиллану, какая огромная работа предстоит Исследователям Библии, судя по тому, что он, Расселл, понял из Библии».
Обратите внимание, где происходит разговор Рассела с Макмилланом. В кабинете Рассела «в бруклинском Вефиле»?
Кстати, там же можно увидеть, каким тиражом после смерти Рассела пытались распространить «Завершенную тайну» в качестве 7 тома «Исследование Писания» под авторством Рассела.
Читаем в этой же главе (подзаголовок «Нападение на Исследователей Библии):
«В конце 1917 и в начале 1918 годов Исследователи Библии ревностно распространяли новую книгу — «Завершенная тайна». К концу 1917 года типографии выполняли заказ на печатание 850-тысячного тиража. В «Сторожевой башне» от 15 декабря 1917 года отмечалось: «За такой промежуток времени ни одна книга, за исключением Библии, не распродавалась так широко, как VII том».
Сколько-сколько они печатали тираж 7 тома «Исследования Писаний»? 850 000 экземпляров? Теперь вы понимаете, какой это был бизнес уже тогда? Много ли вы знаете книг, которых даже сейчас выпускают много меньшими тиражами? И понимаете как разрекламировано было имя «пастора Рассела»? Насколько надо было быть уверенным в продажах, чтобы изначально выпускать такой тираж книги? Более того, как я упоминал раньше, минимум еще лет 15 подборки томов Рассела продолжали продаваться уже при правлении Рутерфорда. И при этом продавались уже миллионными тиражами другие десятки книг, брошюр, журналов.
За последующие 25 лет под правлением Рутерфорда до его смерти в 1942 году в возрасте 72 от болезни, Свидетелями было отпечатано и продано около 400 000 000 экземпляров (400 миллионов) разных книг, журналов, брошюр. Это примерно по 16 000 000 в год. Это не считая ещё других изделий, товаров, различных граммофонов, пластинок и прочего.
И эти тиражи, а также и доходы росли с каждым годом. Литература продавалась, налогов никаких не было.
Вроде бы достаточно ответить всего на пару вопросов: если организация не богатела бы на протяжении десятков (более сотни лет), то откуда тогда у неё столько недвижимости, десятки филиалов, свои крупные издательства, фермы, пожарные службы, жилые комплексы для работников, свои автопарки и другое имущество? Ведь этого изначально ничего не было, начало было относительно скромным, когда Чарльз Рассел бросил первый клич «требуется 1000 проповедников».
При этом, всё это имущество принадлежит вовсе не частным лицам-Свидетелям Иеговы, а или многочисленным юридическим структурам, подчиняющихся беспрекословно Главному Управлению организации в США, или же записанному на имена отдельных представителей, как правило, старейшин, реже, других проверенных Свидетелей Иеговы, которые, по сути, выступают все равно как представители данной организации.
То, что ряд местных «Залов Царства», оформлено было изначально и стояли на балансе местных собраний (потому что были куплены на их деньги и считалось, что они принадлежали местной общине) – этот порядок был благополучно опровергнут скандалом, в связи с действиями организации, в отношение местного собрания в Менло Парк (США).
Вкратце конфликт можно описать так: организация прислала своего представителя, разъездного «надзирателя», чтобы провести новые решения о распоряжении относительно здания местного собрания. Это здание принадлежало местному собранию в прямом смысле. Местный совет старейшин был против дополнительных трат и не побоялся вступить в конфронтацию, высказав своё мнение по данному вопросу.
Что же произошло дальше? А дальше конфликт перерос в противостояние между местными старейшинами и организацией, которая желала распоряжаться недвижимым имуществом местного собрания по своему усмотрению. Во-первых, этих старейшин сместили именно из-за их несогласия. Во-вторых, были произведены очень нехорошие действия со стороны организации, которые были противозаконны, направленные на перехват управления. Например, были уведены деньги со счёта, за который отвечал один из «опальных» старейшин на другой счёт, который был открыт со стороны организации другим представителем. Операция по перечислению денег была сделана противозаконно, тайно, с использованием в банке каких-то людей и договоренности с ними.
В данном случае, могло еще последовать и обвинение в воровстве в адрес данного старейшины, как ответственного лица. Также были обнаружены какие-то мутные движения денег на некоторых счетах, которые могли быть «отмыванием средств».
В результате дело дошло как до суда, со стороны местных старейшин, так и до представителей ФБР.
Протоколы заседаний, на английском языке есть на англоязычных сайтах бывших Свидетелей Иеговы, а также были выложены в моих блогах.
Этот случай лишь пример того, как иерархия организации использует религиозную власть, чтобы перехватывать контроль за имуществом местных собраний и распоряжаться им независимо от позиции местных старейшин, которые отстаивают интересы местных христиан-Свидетелей и не хотят отдавать контроль за собственностью под контроль иерархической верхушки организации. Ещё этот случай подтвердил, что в случае таких конфликтов, организация даже идёт на незаконные операции, с кем-то договаривается в банковской сфере и совершает другие, весьма подозрительные действия с точки зрения закона.
По сути дела, это называется «перехват управления», хотя лично меня это не удивляет, потому что Джозеф Рутерфорд именно подобным образом перехватил когда-то управление организацией, отвергнув завещание Чарльза Рассела и назначенный совет директоров из других соверующих того времени. После чего он начал выстраивать иерархию из назначенцев в большинстве собраний, которые входили тогда в «Исследователи Библии». В результате те, кто был не согласен с такой принудительной политикой (а таких было много), вынуждены были уйти и даже организовывать другие ассоциации в 20-е годы прошлого столетия. Согласно литературе этих ассоциаций, не подчиняющихся единоличному руководству Рутерфорда , было уже около 10 или более. Они все были «исследователями Библии» в разных вариантах. Наверное, именно это привело к тому, что Рутерфорд выбрал в начале 30-х годов новый «бренд» - «Свидетели Иеговы», который и стал потом совсем не «исследовательской» религией, а пропагандистской машиной в религиозном мире.
Но я в двух словах расскажу, как богатела организация со времен Рассела, и что изменялось в этом отношении.
С самого начала организация существовала как некое «акционерное общество» (как минимум до 1944 года, до внесения изменений в Устав после смерти Джозефа Рутерфорда), которое находилось под контролем Рассела. Оно было организовано по всем правилам религиозного и издательского бизнеса. Были офисы, где работали работники, были магазины, где продавались книги Рассела, библии и другая литература религиозного содержания. Была многочисленная реклама в газетах, журналах, естественно, она была не бесплатной. Были многочисленные поездки Рассела с лекциями, которые тоже были массовой рекламой его книг и его имени. В наше время это могли бы назвать «семинарами» и построенным на таких семинарах бизнесом.
Потом Рассел перенес свой офис в район Бруклина, как раз тогда, когда должен был заработать знаменитый Бруклинский мост, который соединял знаменитый престижный район Нью-Йорка – Манхеттен, но, видимо, этот район и офисы были не по зубам молодой, и тогда еще не такой богатой религии. Потому офисы и здания Свидетелей обосновались напротив Манхеттена, но как раз через залив от паромной переправы, недалеко от Бруклинского моста, который был тогда только появлялся, а главное – в крупном городе – Нью-Йорке. К слову сказать, именно на Манхеттене находится знаменитая биржа Уолл-Стрит и прочие финансовые учреждения. Именно на Манхеттен направлены были огромные вывески на зданиях Свидетелей Иеговы (они даже проверяли, видно ли эту рекламу их религии с другого берега, что показано в их рекламных роликах организации).
То есть бизнес и его реклама выстраивалась по всем правилам бизнеса. Кроме того, небольшие представительства были открыты в некоторых других крупнейших городах других стран – несколько в Европе: прежде всего в Англии, Германии, также в Японии и ряде других стран.
Через какое-то время количество зданий и офисов выросло, количество стран, недвижимости, аудитории, печатное дело также росло. Новая религия постепенно «обрастала финансовым жирком».
Примерно 110 лет из 135 лет своего существования (то есть до самого конца 1980-х годов) организация продавала свою религиозную литературу по всем правилам печатного бизнеса. Это прекрасно видно из их старых публикаций и особенно многостраничной рекламы других изданий (в каждой книге или брошюре до 10-12 страниц такой рекламы с ценами, скидками на опт, акциями, «микс»-предложениями и другой рекламой).
Изначально у организации (как я увидел при исследовании), видимо, была разная аудитория, на которую были направлены издания. Книги времен Рассела были объемными, с множеством фотографий, рисунков, гравюр. Они были довольно неплохо оформлены, но и стоили недешево. То есть создается впечатление, что Рассел обращался не к «рабоче-крестьянской» аудитории главным образом, а какому-то более образованному и более платежеспособному «среднему» классу.
Во времена управления Рутерфорда все печатное дело приобрело другой бизнес-формат.
Рутерфорд, видимо, понял очень быстро, что его авторитет, по сравнению с авторитетом Рассела, ничтожен, что его книги в этой среде не будут востребованы, союзников после перехвата управления в организации у него остается мало (я говорю о тех, кто участвовал в написании книг и журналов), а потому он сделал ставку на массовую продажу дешёвых публикаций, на очень дешёвой бумаге, с минимум иллюстраций или вообще с их отсутствием. И главное – его потребителями в основном стали «рабоче-крестьянские» массы. В отличие от более философских, «исследовательских» книг Рассела, Рутерфорд стал писать пропагандистские статьи, книги, стиль публикаций изменился очень серьезно, любая чушь в книге не должна была вызывать сомнений в убежденности авторов. Все книги (а их за время правления Рутерфорда почти за четверть века) было выпущено более 100, некоторые из них были по 300 страниц и более, писались под брендом «судья Джозеф Рутерфорд». Я сомневаюсь, что, несмотря на повторяемость многих мыслей и толкований, Рутрфорд все эти книги написал сам. Но он, видимо, шёл по пути, проторенному Расселом, раскручивая узнаваемое имя. Скорее всего, ряд книг был написан другими сотрудниками и отделами организации, а Рутерфорд их мог просматривать и редактировать. Или он пользовался уже готовыми мыслями из разных источников, которые ему кто-то готовил заранее. Но это лишь моё предположение. Но количество книг, пусть даже за 20 с небольшим лет, больше 100 и в большинстве – по 200-350 страниц – это очень приличное количество.
Но, так или иначе, книги продавались сравнительно дешево, многомиллионными тиражами. Аналогично обстояло дело с отдельными выпусками журналов и брошюр, особенно упор делался на подписки журналов. Естественно, в них рекламировались другие книги и товары от организации. Брошюры на отдельные темы в те времена содержали по нескольку страниц рекламы других изданий с ценами, названиями, количеством страниц, количеством иллюстраций и так далее.
Первые десятилетия организация активно перепродавала или печатала другие переводы библии, потому что своего собственного у неё тогда не было. Библии продавались как и другая литература. Несмотря на расхождения с последователями Рассела, Рутерфорд в первое десятилетие своего правления продолжал активно продавать труды Рассела. Отказаться от них он все равно не мог по финансовым соображениям. Его имя было неизвестно тогда аудитории, а имя Рассела было тогда в данных кругах – брендом. Книги с именем Рассела еще долго раскупались. Но постепенно количество распространителей всё увеличивалось, пропаганда имени Рутерфорда делала свое дело, его книги, брошюры тоже стали покупать.
Система продажи литературы и других предметов работала так: распространителям-Свидетелям предлагались льготные цены (со скидкой), оптовые и «миксовые» (смешанные) оптовые пакеты, даже были скидочные акции. Распространители выкупали у организации эту литературу лично или по почте получали её и распространяли её с очень небольшой наценкой.
Несмотря на относительную дешевизну этих книг и журналов, основная прибыль (вполне регулярная и стабильная) уходила организации, распространители больше работали «за идею», судя по тем наценкам и отзывам, которые я читал в их литературе. Наценки были незначительными, в ряде случаев миссионеры-распространители брали плату продуктами, овощами, курицами или другими нужными им вещами, если предлагали.
Часто распространением литературы массово занимались дети, подобно тому, как «гарсоны» продавали когда-то газеты на улицах. Этот детский труд поощрялся во времена Рутерфорда очень сильно, он используется организацией и в наше время. Но тогда многие родители смотрели на это как на какую-то небольшую финансовую помощь семье, да и дети могли за вырученные центы что-то купить себе или для семьи. Хотя многие дети были обучены быть верующими, а не только работать за деньги, распространяя литературу. Но участие в распространении 5-7-летних детей – была вовсе не редкость.
Организация же на вырученные деньги открывала новые офисы, покупала фермы, куда также шли работать идейные Свидетели, увеличивала издательский бизнес, приобретала складские помещения, жилые, наращивала свой автопарк. Все прекрасно понимают в наше время, что при маленьких объемах сбыта собственной продукции множество помещений или машин с персоналом держать невыгодно. Если же объемы сбыта растут, то уже выгоднее держать свой автопарк, склады, персонал, потому что финансовые затраты будут меньше. К тому же идейные работники обходились организации почти даром, а при этом они были мотивированы и достаточно честны, чтобы не воровать.
Но вот материальная заинтересованность самых высших руководителей не выглядит христианской, а уж тем более – близкой к аскетизму Христа или апостолов.
Во-первых, когда пишут, что Чарльз Рассел что-то продал из своего бизнеса и вложил в религиозную организацию, то что тут удивительного, если бизнесмен продал один бизнес или магазин и вложил деньги в другой бизнес или магазин с производством?
Сам образ жизни Рассела говорит о том, что он не был бедным человеком и не собирался «раздавать свое богатство нищим». Он мог позволить себе ездить по миру, совершать кругосветные турне. Есть фотографии, что он побывал во многих странах Европы, был в Израиле того времени, был в Китае, в Индии и других странах.
Кто-то ему помогал в собирании крупных аудиторий. Ну вот представьте, приезжает в европейскую страну какой-то неизвестный американский проповедник какой-то новой религии. Как зазвать массу людей на его лекции-презентации? Конечно, использовались и объявления в газетах, другие формы рекламы. Но некоторые англоязычные исследователи подмечают, что турне Рассела было более успешным в тех странах, где существовали сильное масонское влияние в обществе, в других же странах – Расселу с трудом удавалось делать выступления и собирать какую-то аудиторию. Кроме того, позже, было опубликовано письмо, где Расселу по линии масонов, в переписке, давалась определенная рекомендация и просьба о содействии ему. Поэтому успешность турне с лекциями в ряде стран, некоторые приписывают содействиям масонских лож или их представителей, особенно, в европейских странах. Так это или нет, до конца сказать сложно, но вот могила Рассела находится в нескольких десятков метров от масонского храма, а первоначальная используемая символика на его журналах и книгах – была идентична масонской.
Образ жизни «судьи Рутерфорда» тоже был далеко не аскетичным. Во-первых, Рутерфорд построил знаменитый «дом князей» (Беф-Сарим), двухэтажную виллу в престижном месте, где проводил много времени и где частично работал. Да и жил Рутерфорд в некоторых отношениях как «князь» - имел два дорогих элитных Кадиллака, очень дорогих по тем временам. Если дешевый Форд можно было купить тогда за несколько сотен долларов, то машины Рутерфорда стоили по нескольку тысяч. И это, по сути, в разгар 30-х годов – в период «Великой депрессии» в США и безработицы. Да и сколько топлива кушали двенадцатицилиндровые Кадиллаки, сколько стоило такое топливо – думаю, что немало.
Кроме того, Рутерфорд любил хорошее спиртное. Даже в период «сухого закона» в США, ему привозили дорогое спиртное из-за границы.
Комфортабельных офисов у него было несколько – на разных континентах. Это видно из критики одного из Свидетелей, который работал в то время рядом с Рутерфордом и который критиковал его за большую разницу качества жизни его и его сотрудников в главном филиале в США. Критик описал ситуацию, что сотрудники жили в крайне аскетичной обстановке, тогда как, по его мнению, Рутерфорд жил как вполне обеспеченный и даже как богатый человек.
Если же почитать то, что пишется как «воспоминания» в литературе организации, то видно, что большинство Свидетелей Иеговы тогда поощрялось к тому, чтобы всячески жертвовать материальным имуществом в интересах деятельности организации. Люди продавали свои дома, годами жили в небольших передвижных прицепах, колеся по США или в других странах, пренебрегали карьерой и образованием, тратили деньги на покупку литературы и более дорогих предметов у организации по предлагаемым ценам.
На систему «добровольных» пожертвований организация перешла только после проигранного в США суда дела проповедника Джимми Сваггарта (Jimmy Swaggart) в 1988-1989 году, после чего Общество Сторожевой Башни была бы обязана в ряде штатов в США платить налог с продаж своей литературы и других предметов, если на них указана цена и стоимость подписок. Организация решила уйти от уплаты налогов, перестав печатать цены и продавать литературу не так как раньше, а собирать «добровольные пожертвования».
Это, конечно, не означает, что Свидетели Иеговы, в прошлые десятилетия не могли предлагать литературу людям фактически бесплатно. В ряде случаев возвещатель-Свидетель покупал литературу, но если человек не мог заплатить, он мог пожертвовать, по сути, своими деньгами или прибылью от перепродажи и дать что-то бесплатно. Иногда сама организация в рекламных целях, тоже раздавала часть литературы бесплатно людям.
Но в целом, организация была построена по коммерческим принципам извлечения дохода и увеличения своих активов. Экономия на практически бесплатном труде «идейных» и мотивированных сотрудников – это мечта сотен фирм, корпораций и бизнес-структур. Организация Свидетелей Иеговы прекрасно овладело методами такого мотивирования и использования дешевого труда.
После смерти Рутерфорда, его вилла «Беф-Сарим» («дом князей») была продана.
Но как обстояло дело в Главном Управлении и у высших руководителей организации позже, скажем, в 70-е годы. Давайте я опять обращусь к книге бывшего члена Руководящего Совета Свидетелей Иеговы Реймонда Френца «Кризис совести», в которой он немного приоткрывает и финансовые аспекты жизни религиозных чиновников высшего ранга в организации. Сразу скажу, что, по его воспоминаниям, сам Реймонд Френц, до того, как попасть в Главное Управление и стать членом Руководящего Совета, на миссионерской работе в других странах поимел проблемы со здоровьем, аналогично поимела серьезные проблемы и его жена-Свидетель. Это все описано в его книге.
Но что интересно, ряду руководителей высочайшего ранга в данной организации такие проблемы никогда особо не угрожали. Большинство из них стали управленцами высокого уровня еще в молодости, при Джозефе Рутерфорде, и почти всю жизнь работали на ключевых постах в организации только потому, что поддерживали политику нового президента. Ряд из них мог не входить в Руководящий Совет, но занимались идеологией организации. Например, прочтите статьи о Клейтоне Вудвортсе. Или прочтите в книге «Возвещатели» такие строки о Фредерике Френце (впоследствии четвёртым президентом Общества, главным идеологом на протяжении десятков лет и дяде изгнанного Реймонда Френца): «В мае 1914 года Фредерик оставил университет и сразу же сделал все необходимое, чтобы стать разносчиком книг (пионером).
В июне 1920 года он присоединился к вефильской семье в Бруклине». (Рамка на стр.111)
То есть с середины 1920 года по день смерти в 1992 году, Фредерик Френц служил в Главном Управлении. Сколько это? 72,5 года? И умер он в возрасте 99 лет.
Клейтон Вудвортс, один из тех, кто был одним из редакторов «Завершенной тайны», с которой было несогласно большинство последователей Рассела, и из-за 7-ми страниц которой, несмотря на то, что страницы из всего тиража книги были вырезаны по распоряжению Рутерфорда, но все равно стали одной из причин обвинений, по которым руководство организации пошло в тюрьму, так вот этот Вудвортс потом почти до конца своей жизни был главным редактором журнала «Золотой Век» (потом «Утешение», потом он же – «Пробудитесь»). Об этом совершенно конкретно рассказывается в статьях литературы самих Свидетелей Иеговы.
Или взять другого «старожила» из соратников Рутерфорда по тюремному заключения – Александра Макмиллана. Вот цитаты из литературы Свидетелей Иеговы об этом человеке, который в тюрьме в 1919 году, согласно рассказу в книге Свидетелей «Возвещатели» (где они попытались рассказать историю своей религии) – играл в…теннис, «на тюремном теннисном корте». (Цитаты из книги «Возвещатели» смотрите в Приложении 2 к главе 13).
Давайте посмотрим цитаты:
Книга «Возвещатели» глава 6, стр.61-71
«Согласно уставу Общества Сторожевой Башни, совет директоров должен был состоять из семи членов. В уставе оговаривалось, что в случае смерти одного из членов совета другие члены могут заполнить вакансию. Поэтому через два дня после смерти Расселла совет директоров избрал новым членом А. Н. Пирсона. В то время семью членами совета были А. И. Ритчи, У. Е. ван Амбург, Х. К. Рокуэлл, Дж. Д. Райт, А. Ф. Хоскинз, А. Н. Пирсон и Дж. Ф. Рутерфорд. Затем совет, состоящий из семи членов, избрал Исполнительный комитет из трех человек.
Оно состоялось 5 января 1918 года, и наибольшее число голосов получили следующие семь человек: Дж. Ф. Рутерфорд, Ч. Х. Андерсон, У. Е. ван Амбург, А. Х. Макмиллан, У. Э. Спилл, Дж. А. Бонет и Дж. Х. Фишер. Из числа этих семи членов совета были выбраны три члена правления: Дж. Ф. Рутерфорд президентом, Ч. Х. Андерсон вице-президентом и У. Е. ван Амбург секретарем-казначеем».
Вот еще оттуда же, немного раньше:
«Но много ли оставалось сделать, чтобы закончить жатву? Брат Расселл, очевидно, считал, что много. Об этом свидетельствует его разговор с братом Макмилланом, произошедший осенью 1916 года. Пригласив Макмиллана в свой кабинет в бруклинском Вефиле, Расселл сказал ему: «Дело стремительно ускоряется и будет ускоряться дальше, ведь „евангелие Царствия“ должно быть проповедано во всем мире». В течение трех с половиной часов Расселл рассказывал Макмиллану, какая огромная работа предстоит Исследователям Библии, судя по тому, что он, Расселл, понял из Библии».
Обратите внимание, где происходит разговор Рассела с Макмилланом. В кабинете Рассела «в бруклинском Вефиле»?
Кстати, там же можно увидеть, каким тиражом после смерти Рассела пытались распространить «Завершенную тайну» в качестве 7 тома «Исследование Писания» под авторством Рассела.
Читаем в этой же главе (подзаголовок «Нападение на Исследователей Библии):
«В конце 1917 и в начале 1918 годов Исследователи Библии ревностно распространяли новую книгу — «Завершенная тайна». К концу 1917 года типографии выполняли заказ на печатание 850-тысячного тиража. В «Сторожевой башне» от 15 декабря 1917 года отмечалось: «За такой промежуток времени ни одна книга, за исключением Библии, не распродавалась так широко, как VII том».
Сколько-сколько они печатали тираж 7 тома «Исследования Писаний»? 850 000 экземпляров? Теперь вы понимаете, какой это был бизнес уже тогда? Много ли вы знаете книг, которых даже сейчас выпускают много меньшими тиражами? И понимаете как разрекламировано было имя «пастора Рассела»? Насколько надо было быть уверенным в продажах, чтобы изначально выпускать такой тираж книги? Более того, как я упоминал раньше, минимум еще лет 15 подборки томов Рассела продолжали продаваться уже при правлении Рутерфорда. И при этом продавались уже миллионными тиражами другие десятки книг, брошюр, журналов.
За последующие 25 лет под правлением Рутерфорда до его смерти в 1942 году в возрасте 72 от болезни, Свидетелями было отпечатано и продано около 400 000 000 экземпляров (400 миллионов) разных книг, журналов, брошюр. Это примерно по 16 000 000 в год. Это не считая ещё других изделий, товаров, различных граммофонов, пластинок и прочего.
И эти тиражи, а также и доходы росли с каждым годом. Литература продавалась, налогов никаких не было.
Комментариев нет:
Отправить комментарий