В библии есть одна книга, которая выглядит несколько странно в ряду пророческих и исторических повествований. Это - книга Руфь.
Почему странно? Ну посмотрите сами: во-первых, по сравнению с другими книгами, которые описывают важные исторические события - она вообще не сопоставима по размерам, самая маленькая. Во-вторых, она не вошла почему-то в книгу Судей, хотя самые первые слова книги: "В те дни, когда управляли судьи..." В-третьих, она сосредоточена на истории, главным образом будущего брака одной женщины вообще из другого народа, не израильского - моавитянки. В-четвертых, никаких важных "пророчеств", как в книге малых пророков в ней нет, повествование вполне бытовое.
Возникает вопрос - что за книга такая странная? И почему она существует отдельно как книга, а не как часть книги Судей или другой исторической книги?
Но прежде, чем перейти к разбору смысла, а хочу затронуть вопросы датировки и истории толкования книги у Свидетелей Иеговы.
В настоящее время книге Руфь уделяется очень мало внимания идеологами Свидетелей. Но так было не всегда. Мало кто знает, наверное, что по поводу книги Руфь была написана не одна публикация во времена Рутерфорда, второго президента Общества Сторожевой Башни, и даже целая книга была посвящена книге Руфь и её толкованию. Книга эта называлась Сохранение (Preservation), выпущенная в 1932 году. Рутерфорд не мелочился, на большинстве его книг стоит цифра 1 млн экземпляров или более... Такое ощущение, что он писал это специально, чтобы произвести впечатление своими тиражами. Скажите, много вы знаете книг, которые выпускались бы СРАЗУ тиражом в 1-1,5 миллиона? При том, что тогда Свидетелей Иеговы было всего тысяч 40-50 во всем мире. С другой стороны, корпорация действовала с размахом - вся литература продавалась, а не вручалась "бесплатно", если посмотреть ежегодники того времени, то там сплошные цифры, совсем не так, как в настоящее время. Там указывалось очень многое, в том числе и по отдельным странам, вплоть до тонн затраченной бумаги и краски. Такие отчеты скорее похожи на отчеты результатов соцсоревнований или бодрых рапортов о достижениях какой-то промышленности. Это при том, что выпускалась продукция самая разнообразная - граммофоны, записи к ним, рекламные материалы, оборудование для озвучивающих машин и так далее.
Но вернемся к книге Руфь и книге Рутерфорда "Сохранение" (1932). Эта книга содержала в оригинале (на англ). аж 338 страниц. При этом рассматривала только книги Есфирь (168 страниц) и книгу Руфь (170 страниц).
Верите ли, я не знаю, что можно написать о книге Руфь на 170 страницах. По-моему, вся важная информация, которую стоит изложить по поводу данной книге можно изложить на менее, чем 10-15 страницах, если не меньше. Но Рутефорд умудрился написать 170 страниц по поводу этой книги и её тщательного толкования. Кое-что мы немного увидим.
Особое внимание обратим на то, как Свидетели изменили хронологию со времен Рутерфорда, т.е. сроки написания данной книги. И сравним эти данные с другими источниками.
Книгу "Сохранение", так же, как и другие, нужно было активно продавать. А для этого, нужно было её рекламировать. Что Рутерфорд и делал. Например, в своей публикации 1934 года "Привилегированный народ" (Favored people) - "разъяснения в семи библейских трактатах" он как раз в двух из них рекламирует книгу "Сохранение" - отдельно по Есфири, другую - по Руфи. Этот сборник есть и на русском языке. Оттуда приведу наиболее интересные цитаты из части Руфь.
Вот титульный лист этого издания на английском.
Почему странно? Ну посмотрите сами: во-первых, по сравнению с другими книгами, которые описывают важные исторические события - она вообще не сопоставима по размерам, самая маленькая. Во-вторых, она не вошла почему-то в книгу Судей, хотя самые первые слова книги: "В те дни, когда управляли судьи..." В-третьих, она сосредоточена на истории, главным образом будущего брака одной женщины вообще из другого народа, не израильского - моавитянки. В-четвертых, никаких важных "пророчеств", как в книге малых пророков в ней нет, повествование вполне бытовое.
Возникает вопрос - что за книга такая странная? И почему она существует отдельно как книга, а не как часть книги Судей или другой исторической книги?
Но прежде, чем перейти к разбору смысла, а хочу затронуть вопросы датировки и истории толкования книги у Свидетелей Иеговы.
В настоящее время книге Руфь уделяется очень мало внимания идеологами Свидетелей. Но так было не всегда. Мало кто знает, наверное, что по поводу книги Руфь была написана не одна публикация во времена Рутерфорда, второго президента Общества Сторожевой Башни, и даже целая книга была посвящена книге Руфь и её толкованию. Книга эта называлась Сохранение (Preservation), выпущенная в 1932 году. Рутерфорд не мелочился, на большинстве его книг стоит цифра 1 млн экземпляров или более... Такое ощущение, что он писал это специально, чтобы произвести впечатление своими тиражами. Скажите, много вы знаете книг, которые выпускались бы СРАЗУ тиражом в 1-1,5 миллиона? При том, что тогда Свидетелей Иеговы было всего тысяч 40-50 во всем мире. С другой стороны, корпорация действовала с размахом - вся литература продавалась, а не вручалась "бесплатно", если посмотреть ежегодники того времени, то там сплошные цифры, совсем не так, как в настоящее время. Там указывалось очень многое, в том числе и по отдельным странам, вплоть до тонн затраченной бумаги и краски. Такие отчеты скорее похожи на отчеты результатов соцсоревнований или бодрых рапортов о достижениях какой-то промышленности. Это при том, что выпускалась продукция самая разнообразная - граммофоны, записи к ним, рекламные материалы, оборудование для озвучивающих машин и так далее.
Но вернемся к книге Руфь и книге Рутерфорда "Сохранение" (1932). Эта книга содержала в оригинале (на англ). аж 338 страниц. При этом рассматривала только книги Есфирь (168 страниц) и книгу Руфь (170 страниц).
Верите ли, я не знаю, что можно написать о книге Руфь на 170 страницах. По-моему, вся важная информация, которую стоит изложить по поводу данной книге можно изложить на менее, чем 10-15 страницах, если не меньше. Но Рутефорд умудрился написать 170 страниц по поводу этой книги и её тщательного толкования. Кое-что мы немного увидим.
Особое внимание обратим на то, как Свидетели изменили хронологию со времен Рутерфорда, т.е. сроки написания данной книги. И сравним эти данные с другими источниками.
Книгу "Сохранение", так же, как и другие, нужно было активно продавать. А для этого, нужно было её рекламировать. Что Рутерфорд и делал. Например, в своей публикации 1934 года "Привилегированный народ" (Favored people) - "разъяснения в семи библейских трактатах" он как раз в двух из них рекламирует книгу "Сохранение" - отдельно по Есфири, другую - по Руфи. Этот сборник есть и на русском языке. Оттуда приведу наиболее интересные цитаты из части Руфь.
Вот титульный лист этого издания на английском.
Это из русского варианта, перевод про "миллионы" заблудших, которых должен просветить Рутерфорд.
Ну а теперь посмотрим, что он говорил.
Ну а теперь посмотрим, что он говорил.
В частности (я подчеркнул) видно, что Рутерфорд утверждал, что "книга Руфь была написана ПОСЛЕ ТОГО, КАК ДАВИД СТАЛ ЦАРЕМ". И на основе этого и других утверждений дальше он строил свои фантастические толкования. Почему фантастические - увидим немного позже.
Сейчас обратим внимание на ХРОНОЛОГИЮ. Рутерфорд утверждал в 1934 году, что книга Руфь была написана ПОСЛЕ ТОГО, КАК ДАВИД СТАЛ ЦАРЕМ.
Вот английский оригинал текста.
Сейчас обратим внимание на ХРОНОЛОГИЮ. Рутерфорд утверждал в 1934 году, что книга Руфь была написана ПОСЛЕ ТОГО, КАК ДАВИД СТАЛ ЦАРЕМ.
Вот английский оригинал текста.
Теперь смотрим, современную хронологию данной книги у Свидетелей Иеговы. Я обращусь к книге "Все Писание вдохновлено Богом и полезно" (издана Свидетелями Иеговы). И что там?
Ай-яй-яй...Написание книги Руфь было ЗАВЕРШЕНО около 1090 г. ДО Н.Э.
А царем над Иудеей Давид стал, якобы, в 1077 году ДО Н.Э., т.е. ПОЗЖЕ.
Как же так?
А что думают сами евреи по поводу сроков написания древнееврейской книги Руфь?
Вот цитата из Электронной Еврейской Энциклопедии (статья Руфь):
"Анализ стиля и содержания книги Руфь позволяет заключить, что она была написана около середины 5 в. до н. э. Так, в частности, несмотря на архаичность стиля в книге встречаются обороты и грамматические формы, которых не было в эпоху Первого храма; с содержательной точки зрения в книге, возможно, заключена скрытая полемика против требования Эзры и Нехемии не вступать в брак с чужеземцами и изгнать иноземных жен; наконец, книга несомненно предназначалась служить завершением книги Судей, и тот факт, что в канонической Библии она не следует за этой книгой, свидетельствует, что к моменту написания книги Руфь историографический комплекс Библии (книга Иехошуа бин Нун — книга Царей) рассматривается как завершенный, чего не могло быть ранее эпохи Второго храма."
Мда... Что-то евреи ничего не понимают в датировках Свидетелей Иеговы... Пишут про какую-то середину 5 века до н.э. Ссылаются на какой-то лингвистический анализ, на какие-то противоречия...
Ну а что там наш Рутерфорд - рупор свидетельской пропаганды?
Давайте подумаем сначала?
Скажите, когда вы читаете книгу Руфь, вы там КЛАССЫ какие-нибудь видите? У Рутерфорда везде были классы.
Давайте посмотрим цитаты их "Привилегированного народа" об этой книге, там он излагает "краткое содержание книги Сохранение" которую рекламирует.
"В течение многих столетий книга Руфь не могла быть понята и оценена по достоинству по той причине, что ещѐ не настало Богом установленное время. Время понимания книги не наступило до тех пор, пока Иисус Христос не пришѐл в храм Иеговы.
Главным образом по этой причине эту книгу трактовали просто, как исторические записи родословного дерева Иисуса Христа. В книге Руфь содержится значительно более глубокий смысл".
Пропускаю немного...
"Это пророчество исполняется как раз в наши дни; и так как в Писании сказано, что всѐ это происходило для блага тех верных, которые будут жить на земле в конце мира, это служит еще одним убедительным доказательством того, что сегодня настало время, когда книга Руфь должна быть понята и по настоящему оценена. По этой причине Бог дал людям понимание книги. Детальное разъяснение этой пророческой драмы дано в книге Сохранение, опубликованной Обществом Башни Стражи; эту книгу приносят к вашей двери свидетели Иеговы. Вы прочитаете еѐ с большим интересом, потому что она разъясняет значение многих событий, происходящих в наши дни".
Смотрим далее...
"Двое умерших сыновей Елимелеха представляли класс людей, которые слышали и принимали правду замысла Божьего, но стали неверными и не следовали слову Бога, отвратились от Бога и потеряли всѐ. Писание вне всяких сомнений доказывает, что Господь Иисус Христос в 1918 году пришѐл в храм для того, чтобы вершить суд, и что в это время был отнят святой дух, как утешитель и помощник, потому что сам Христос Иисус пришѐл в храм. В то время многие из тех, которые вступили в завет, обязуясь выполнять волю Господа, были подвергнуты испытаниям; многие из них стали неверными и отвратились от Бога. Орфа, вернувшаяся к своим родным, представляла класс людей, который соприкоснулся с правдой после того, как Господь пришѐл в свой храм, но которая затем повернула вспять, отвратилась от Бога и не следовала за Господом.
Земля Моава представляет этот мир, или организацию Сатаны. Возвращение Орфы в землю Моава означает возвращение класса, который некогда следовал истине, снова в мир".
Уффф... Оказывается, сыновья Елимелеха - это целый КЛАСС ЛЮДЕЙ... "Писание вне всяких сомнений доказывает, что..." Это - любимая мантра Рутерфорда... Точне одна из нескольких. Сомнений как раз вагон и тележка. Особенно про 1914-1918 годы, а равно как и вообще по поводу всего творчества как самого фантазера Рутерфорда, так и всей команды библиописателей-библиотолкователей.
Оказывается Орфа - тоже была КЛАССОМ. Правда она об этом не знала... А земля Моава - это целая "организация Сатаны".
Вопрос только тогда - зачем потом, во время гонений "праведник Давид" в эту "организацию Сатаны" отправил родителей, чтобы их спасти? Это в 1 Царств 22:3,4 написано.
Читаем дальше про "классовую борьбу" в версии Рутерфорда.
"Руфь в этой роли драмы представляет класс людей, которые соприкоснулись с истиной, и которых обстоятельства вынуждают либо возвратиться в организацию Сатаны либо добровольно стать на сторону Бога Иеговы и оставаться верными Его организации".
Оказывается, что и Руфь - не просто Руфь-моавитянка, а целый КЛАСС.
"За то, что Руфь стала на сторону Иеговы против организации Сатаны, справедливо сказано, что Руфь была прекрасной женщиной".
Вот как! Руфь оказывается, боролась как КЛАСС, ПРОТИВ ОРГАНИЗАЦИИ САТАНЫ. Интересно, она вообще знала, кто такой "сатана"?
И знала ли она, что была "классом" и что она борется против какой-то "организации сатаны"?
"Руфь нашла работу в поле у Вооза. Вооз, владелец поля, играл в этой великой драме роль, представляющую Главного Жнеца, то есть Иисуса Христа.
Когда Вооз предложил Руфи подбирать колосья после жатвы, она выразила ему глубокую благодарность за эту привилегию".
Ну Вооз, в версии Рутерфорда, это сам Главный Жнец - Иисус Христос.
"Сыну дали имя Овид, что означает “поклоняющийся” или “тот, кто служит”. Таким образом, сын представляет класс тех, кого Господь Иисус, придя в храм Иеговы, нашѐл верными, и кого Он обозначил, как “класс верных слуг”. Этому классу Господь поручает интересы царства на земле. Ноеминь и Руфь также обе представляют этот класс верных слуг, помазанников Господа, свидетелей Иеговы,
призванных нести правду людям".
"Те верные, которые сегодня доносят до вас послание правды, были давно предзнаменованы в этой драме, и изучая еѐ, вы поймѐте, что Господь по своему человеколюбию, открыл эти моменты истины, и сделал так, что они разыгрались в драматической форме в помощь и утешение тем, кто сегодня служит Ему".
Короче, Рутерфорд толкует ещё одно ПРОРОЧЕСТВО. Понимаете?
А вот это в конце данной главы:
"В книге Руфь крупным планом выписаны три женщины, с главной целью чтобы показать, что “развитие личности” или самосовершенствование, вовсе не то, что требуется для того, чтобы иметь место в царстве Божьем. Господь требует всецелой
преданности, верности Ему и Его организации, и верным Он предоставляет место в царском доме.
Великая драма разъясняет, что Иегова выбирает тех, кто будет членом Его царского дома и что Он рассаживает всех их на свои места так, как угодно Ему. Это ещѐ раз подтверждает тот факт, что Он выбирает мужчин и женщин не за их внешнее обаяние, образование, красоту личности; но Он призывает в своѐ царство тех, кто доказал Ему свою преданность и верность".
Итак: сколько КЛАССОВ вы насчитали у пророка Рутерфорда?
Чем доказано, что Моав представлял "организацию Сатаны" и почему Давид потом там укрывал своих родителей?
Почему поменялась хронология написания книги Руфь у Свидетелей Иеговы со времен Рутерфорда? И почему она игнорирует мнение других исследователей, мнение тех же евреев?
Не кажется ли Вам, что описание женщин в книге Руфь вовсе не имело ГЛАВНОЙ ЦЕЛЬЮ ПОКАЗАТЬ, что "развитие личности" или самосовершенствование, вовсе не то, что требуется... а требуется "всецелая преданность...Его организации"?
Или кажется? А в какую "организацию" входил Вооз, Руфь и Ноеминь? Ну так, на досуге подумать...
Скачать "Привилегированный народ" (на русском - тут), (на английском - тут).
А царем над Иудеей Давид стал, якобы, в 1077 году ДО Н.Э., т.е. ПОЗЖЕ.
Как же так?
А что думают сами евреи по поводу сроков написания древнееврейской книги Руфь?
Вот цитата из Электронной Еврейской Энциклопедии (статья Руфь):
"Анализ стиля и содержания книги Руфь позволяет заключить, что она была написана около середины 5 в. до н. э. Так, в частности, несмотря на архаичность стиля в книге встречаются обороты и грамматические формы, которых не было в эпоху Первого храма; с содержательной точки зрения в книге, возможно, заключена скрытая полемика против требования Эзры и Нехемии не вступать в брак с чужеземцами и изгнать иноземных жен; наконец, книга несомненно предназначалась служить завершением книги Судей, и тот факт, что в канонической Библии она не следует за этой книгой, свидетельствует, что к моменту написания книги Руфь историографический комплекс Библии (книга Иехошуа бин Нун — книга Царей) рассматривается как завершенный, чего не могло быть ранее эпохи Второго храма."
Мда... Что-то евреи ничего не понимают в датировках Свидетелей Иеговы... Пишут про какую-то середину 5 века до н.э. Ссылаются на какой-то лингвистический анализ, на какие-то противоречия...
Ну а что там наш Рутерфорд - рупор свидетельской пропаганды?
Давайте подумаем сначала?
Скажите, когда вы читаете книгу Руфь, вы там КЛАССЫ какие-нибудь видите? У Рутерфорда везде были классы.
Давайте посмотрим цитаты их "Привилегированного народа" об этой книге, там он излагает "краткое содержание книги Сохранение" которую рекламирует.
"В течение многих столетий книга Руфь не могла быть понята и оценена по достоинству по той причине, что ещѐ не настало Богом установленное время. Время понимания книги не наступило до тех пор, пока Иисус Христос не пришѐл в храм Иеговы.
Главным образом по этой причине эту книгу трактовали просто, как исторические записи родословного дерева Иисуса Христа. В книге Руфь содержится значительно более глубокий смысл".
Пропускаю немного...
"Это пророчество исполняется как раз в наши дни; и так как в Писании сказано, что всѐ это происходило для блага тех верных, которые будут жить на земле в конце мира, это служит еще одним убедительным доказательством того, что сегодня настало время, когда книга Руфь должна быть понята и по настоящему оценена. По этой причине Бог дал людям понимание книги. Детальное разъяснение этой пророческой драмы дано в книге Сохранение, опубликованной Обществом Башни Стражи; эту книгу приносят к вашей двери свидетели Иеговы. Вы прочитаете еѐ с большим интересом, потому что она разъясняет значение многих событий, происходящих в наши дни".
Смотрим далее...
"Двое умерших сыновей Елимелеха представляли класс людей, которые слышали и принимали правду замысла Божьего, но стали неверными и не следовали слову Бога, отвратились от Бога и потеряли всѐ. Писание вне всяких сомнений доказывает, что Господь Иисус Христос в 1918 году пришѐл в храм для того, чтобы вершить суд, и что в это время был отнят святой дух, как утешитель и помощник, потому что сам Христос Иисус пришѐл в храм. В то время многие из тех, которые вступили в завет, обязуясь выполнять волю Господа, были подвергнуты испытаниям; многие из них стали неверными и отвратились от Бога. Орфа, вернувшаяся к своим родным, представляла класс людей, который соприкоснулся с правдой после того, как Господь пришѐл в свой храм, но которая затем повернула вспять, отвратилась от Бога и не следовала за Господом.
Земля Моава представляет этот мир, или организацию Сатаны. Возвращение Орфы в землю Моава означает возвращение класса, который некогда следовал истине, снова в мир".
Уффф... Оказывается, сыновья Елимелеха - это целый КЛАСС ЛЮДЕЙ... "Писание вне всяких сомнений доказывает, что..." Это - любимая мантра Рутерфорда... Точне одна из нескольких. Сомнений как раз вагон и тележка. Особенно про 1914-1918 годы, а равно как и вообще по поводу всего творчества как самого фантазера Рутерфорда, так и всей команды библиописателей-библиотолкователей.
Оказывается Орфа - тоже была КЛАССОМ. Правда она об этом не знала... А земля Моава - это целая "организация Сатаны".
Вопрос только тогда - зачем потом, во время гонений "праведник Давид" в эту "организацию Сатаны" отправил родителей, чтобы их спасти? Это в 1 Царств 22:3,4 написано.
Читаем дальше про "классовую борьбу" в версии Рутерфорда.
"Руфь в этой роли драмы представляет класс людей, которые соприкоснулись с истиной, и которых обстоятельства вынуждают либо возвратиться в организацию Сатаны либо добровольно стать на сторону Бога Иеговы и оставаться верными Его организации".
Оказывается, что и Руфь - не просто Руфь-моавитянка, а целый КЛАСС.
"За то, что Руфь стала на сторону Иеговы против организации Сатаны, справедливо сказано, что Руфь была прекрасной женщиной".
Вот как! Руфь оказывается, боролась как КЛАСС, ПРОТИВ ОРГАНИЗАЦИИ САТАНЫ. Интересно, она вообще знала, кто такой "сатана"?
И знала ли она, что была "классом" и что она борется против какой-то "организации сатаны"?
"Руфь нашла работу в поле у Вооза. Вооз, владелец поля, играл в этой великой драме роль, представляющую Главного Жнеца, то есть Иисуса Христа.
Когда Вооз предложил Руфи подбирать колосья после жатвы, она выразила ему глубокую благодарность за эту привилегию".
Ну Вооз, в версии Рутерфорда, это сам Главный Жнец - Иисус Христос.
"Сыну дали имя Овид, что означает “поклоняющийся” или “тот, кто служит”. Таким образом, сын представляет класс тех, кого Господь Иисус, придя в храм Иеговы, нашѐл верными, и кого Он обозначил, как “класс верных слуг”. Этому классу Господь поручает интересы царства на земле. Ноеминь и Руфь также обе представляют этот класс верных слуг, помазанников Господа, свидетелей Иеговы,
призванных нести правду людям".
"Те верные, которые сегодня доносят до вас послание правды, были давно предзнаменованы в этой драме, и изучая еѐ, вы поймѐте, что Господь по своему человеколюбию, открыл эти моменты истины, и сделал так, что они разыгрались в драматической форме в помощь и утешение тем, кто сегодня служит Ему".
Короче, Рутерфорд толкует ещё одно ПРОРОЧЕСТВО. Понимаете?
А вот это в конце данной главы:
"В книге Руфь крупным планом выписаны три женщины, с главной целью чтобы показать, что “развитие личности” или самосовершенствование, вовсе не то, что требуется для того, чтобы иметь место в царстве Божьем. Господь требует всецелой
преданности, верности Ему и Его организации, и верным Он предоставляет место в царском доме.
Великая драма разъясняет, что Иегова выбирает тех, кто будет членом Его царского дома и что Он рассаживает всех их на свои места так, как угодно Ему. Это ещѐ раз подтверждает тот факт, что Он выбирает мужчин и женщин не за их внешнее обаяние, образование, красоту личности; но Он призывает в своѐ царство тех, кто доказал Ему свою преданность и верность".
Итак: сколько КЛАССОВ вы насчитали у пророка Рутерфорда?
Чем доказано, что Моав представлял "организацию Сатаны" и почему Давид потом там укрывал своих родителей?
Почему поменялась хронология написания книги Руфь у Свидетелей Иеговы со времен Рутерфорда? И почему она игнорирует мнение других исследователей, мнение тех же евреев?
Не кажется ли Вам, что описание женщин в книге Руфь вовсе не имело ГЛАВНОЙ ЦЕЛЬЮ ПОКАЗАТЬ, что "развитие личности" или самосовершенствование, вовсе не то, что требуется... а требуется "всецелая преданность...Его организации"?
Или кажется? А в какую "организацию" входил Вооз, Руфь и Ноеминь? Ну так, на досуге подумать...
Скачать "Привилегированный народ" (на русском - тут), (на английском - тут).
#jw_org, #Библейские_миражи, #Рел игиозные_миражи,
#библия, #Бруклин_Уорви к_JW, #свидетели_Иеговы
В мемориз! В мемориз по-любому! Вот, ведь, был человечище! Куда не плюнь - везде классы: то класс Руфи с Ноеминью, то Вооза с Орфой! Какой умище! Из носа мог выковырять пророческий образ! Вот-бы такие таланты - да в область животноводства!
ОтветитьУдалитьА по-моему он просто дитя своего времени. Везде "классовая борьба", в том числе и в США. А назвать что-то "классом" - много ума не нужно. Главное, понять к чему хочешь привязать.
УдалитьТакого бреда я еще не видел!
ОтветитьУдалить11 Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.
УдалитьДа все это чушь от Павла, который и создавал на основе древнееврейской, "новую" христианскую (проеврейскую для не-евреев) идеологию. Кстати, полная цитата про "образы" имеет контекст - в том числе затыкание рта "ропотникам" и критикам Павла и неучей-"апостолов". Достаточно прочесть 10 стих перед приведенным 11:
Удалить>10 Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя.<
Типичное запугивание и утверждение религиозной власти, подавление критиков.
А по поводу "образов", даже в той же книги Бытие есть несколько переписанных неоднократно сюжетов с разными персонажами. Например, сюжеты, как "языческие" цари домогались жен-сестер патриархов. Типичное копирование историй с небольшими изменениями. Также в библии присутствую два (а не один) сюжета про ситуацию "а ля Содом и Гоморра". Не говорю уже про копирование сюжета про предателя-Иуду из Бытия (брата Иосифа и одного из "патриархов колен израильских", который предложил продать брата за 20 серебрянников. Именно этот персонаж перекочевал в "христианские писания"-легенды. Или, например, копирование сюжета с казнью на дне рождения фараона - из книги Бытие (Тора же). Сюжет скопирован с изменениями в случае с "убийством Иоанна Крестителя". И таких сюжетов из Ветхого завета и легенд перенесен воз и три прицепа. Типичное перессказывание легенд с изменениями на новый лад.
"