Чтение

Чтение

воскресенье, 8 ноября 2015 г.

История автора сайта JWFACTS.COM Пола Гранди или Как работает «полиция» Общества Сторожевой Башни.

  Прежде, чем я приведу переводы двух статей-постов с сайта JWFACTS.COM, я хочу сделать несколько вступительных слов. Пол Гранди - является австралийским англоязычным активным экс-СИ (экс-Свидетелем Иеговы). Его сайт был создан в 2005 году, а его самого, как видно из истории, подвергли процедуре «лишения общения» - в 2006 году. До настоящего времени Пол не только поддерживает и иногда пополняет свой насыщенный статьями сайт, но и участвует в других мероприятиях. Например, в конце поста я приведу пример видео на ТВ с его участием (правда не на русском). Видео середины этого года. Еще хочу сказать, что пояснения в квадратных скобках - мои, они предназначены тем, кто «не в теме» или что-то раскрывают дополнительно. Так же, обратите внимание на то, что Пол описал без технических подробностей - на то, что представителями Общества Сторожевой Башни отслеживалась его активность в сети, когда он был СИ и потом его вычислили и предъявили ему обвинения внутри организации.

   Оригинал статей на английском находится здесь (Моя история)  и здесь (Правовой комитет). Фотографии использованы с этих же постов-статей. За помощь в переводе благодарю двух участников: "просто V" и Станислава Ковтуна (сайт "Некуда идти").


Пол Гранди: моя история.


 

Фото: Пол с сыном Заком в 2010 году.

Я являюсь автором jwfacts.com, и вот моя история.

   Я был воспитан как Свидетель Иеговы любящими родителями. Мои бабушки, тетя и дядя и некоторые двоюродные братья были СИ. После того как я покинул дом, мой отец провел двадцать лет в качестве районного надзирателя, а моя сестра и ее муж служили в Вефиле [прим. – так называются филиалы организации СИ] до рождения детей. Я вырос в собрании, где многие старые СИ высказывали строго принципиальную точку зрения, что Иегова лично руководит организацией и вскоре уничтожит каждого, кто не является СИ. Как писала «Сторожевая Башня», я думал, что никогда не умру, я даже не надеялся закончить школу до Армагеддона. Однако, Армагеддон не наступил к тому времени, и я поступил так, как было не принято у СИ в 80-е годы: мои родители были достаточно широких взглядов для того, чтобы поощрять меня к получению университетского образования. Я полагал, что в состоянии оправдать получение высшего образования, совмещая учебу и пионерское служение [прим. – повышенное обязательство по распространению идей организации, выраженное в часах/год или часах/мес]. Я не стал работать по профессии, так как после университета сразу уехал в Вефиль.

  Будучи общительным, я лично познакомился с тысячей СИ. Что всегда беспокоило меня, так это то, что многие из этих СИ делали возмутительные вещи, а многие «мирские» люди [не-СИ и не экс-СИ], которых я встречал, были очень приятными. Я не мог смириться с тем, что Бог уничтожит таких «мирских» и сохранит СИ просто за принадлежность к организации. «Мирские» люди в большинстве случаев ничего не знали о СИ, так что вряд ли могли быть судимы как злые отступники от Иеговы.

   Наступил момент в Вефиле, который убедил меня, что Общество Сторожевой Башни не имеет руководства Иеговы. В 1994 году мой вефильский друг стал старейшиной, а он совершал прелюбодеяние. Позднее оказалось, что это длилось 7 лет. Это доказывало, что Божий Святой дух не участвует в назначениях в собрании. Хотя это ослабило мою веру, я не знал достаточно об истории Общества Сторожевой Башни (ОСБ) и альтернативных учениях, чтобы понять, учит ли, по крайней мере, ОСБ правде о Библии. Я был слишком напуган, чтобы выяснять это, боялся, что могу попасть под влияние отступников, боялся, что если уйду, могу оказаться не прав и погибну в Армагеддоне, боялся быть отверженным семьей и друзьями и боялся войти в мир, никого в нем не зная и веря, что этот мир - злое и гиблое для жизни место.

   В 1994 году я покинул Вефиль, чувствуя, что ОСБ не может быть истиной. Я стал размышлять, что может быть с организацией через 20 лет, когда умрет поколение 1914 года, а Армагеддон не наступит. Я не мог представить, что ОСБ «закроет свою лавочку» в 2014 году, сказав: «Вот, последний умер, мы оказались неправы», не представлял, как могло быть сформулировано ожидаемое новое учение о поколении. Это был почти шок, когда это произошло в 1995 году, и я счел, что это указывает на то, что Руководящий Совет не уверен, что конец действительно наступит. Однако, из-за страха перед одиночеством я все же выбрал присутствовать на собраниях. Постоянные уничижительные высказывания о мире и мирских людях начали раздражать меня, и я стал пропускать много встреч, пока к 2004 году не сделался почти неактивным и не видел смысла в жизни.

   В это время старейшины начали давить на меня, чтобы «оживить», желая знать, в чем моя проблема. Я сказал им, что у меня слабая вера, так что они посоветовали мне больше изучать, чтобы укрепиться в истине. Мне стало ясно, что я знал уже гораздо больше об учениях ОСБ и его политике, чем большинство людей, но я никогда должным образом не изучал Библию за пределами точки зрения на нее ОСБ. Я стал изучать множество источников. Все это произошло во время цунами в декабре 2004 года, поэтому один из вопросов, который я рассматривал, был о землетрясениях. Не могу выразить, какое потрясение я испытал из-за обмана ОСБ в этом отношении о так называемом росте землетрясений, который был одним из пунктов моей веры.

   Несколько месяцев я был поглощен исследованиями, шок и разочарование, связанные с ОСБ, были возмещены тем удивлением, которое я, наконец, испытал, имея возможность думать и узнавать. Большинство СИ имеют сомнения в правильности, по крайней мере, нескольких учений ОСБ, но так как они не могут открыто обсуждать учения, возникает внутренний конфликт. Я провел всю мою жизнь, подавляя противоречивые мысли и бездумно повторяя установки ОСБ. Чтобы, в конечном счете, быть способным не слепо всецело  принимать выданную точку зрения, а оценивать информацию, важным для этого, как я теперь вижу, является свобода от контроля сознания.

   Я перестал посещать собрание в начале 2005 года и попытался уйти. Уйти было очень трудно. Я прошел через посттравматический шок, став очень эмоциональным и трудно сосредотачивающимся, в ходе этого  потеряв работу и  прожив два очень трудных в финансовом отношении года. Я продолжал посвящать себя изучению учений ОСБ, чувствуя необходимость доказать, что я не был ослеплен сатаной и введен в заблуждение своими скрытыми грешными мотивами. Чем больше я исследовал, тем более сердился и решил помочь семье увидеть манипуляции и ложь. Я не представлял силу контроля сознания и вместо того, чтобы помочь им, получилось, что возникли отчуждение и обида.

  Я начал узнавать и искать всех СИ, которых знал с детства. Я нашел около 40 человек, более половины их них были лишены общения. Некоторые из них почти не имели отношений с родителями  в течение 20 лет. Другие мучились страхом Армагеддона. Изучение отчетов ОСБ выявляет, что СИ имеют один из самых высоких показателей текучести среди религий со 100 000 тех, кто страдает от лишения общения [прим. – бойкот СИ по отношению к бывшим СИ]. Другие статистические данные  показывают, что число разводов у СИ находится на одинаковом уровне с другими слоями общества, у СИ самый  низкий уровень образования и самый низкий доход в сравнении  c другими официально признанными религиями в развитых странах.

   Я создал сайт jwfacts.com, желая помочь людям найти достоверную и объективную информацию в легком формате, в надежде помочь другим СИ избежать смятения, которое я испытывал в течение 10 лет до ухода. Я нашел многих, кому нужно помочь преодолеть укоренившееся чувство вины и страха как результат воспитания у СИ. При изучении Библии также важно до крещения со всех сторон узнать историю ОСБ. Было трудно научиться предоставлять объективную информацию. Однако, надеюсь, что наибольшая часть представленной мной информации точна и честна, и я всегда с нетерпением жду писем от людей, которые помогают мне исправлять ошибки.

  Сначала сайт был анонимный, но примерно через 6 месяцев после моего последнего посещения собрания  и открытия сайта старейшины узнали об этом. Однажды ночью они прибыли ко мне, известив, чтобы я приехал на комитет по обвинению меня в отступничестве. Я написал письмо с просьбой о том, чтобы мое крещение было аннулировано, мотивируя, что как несовершеннолетний был не в праве принимать такое важное обязательство перед организацией, которое имеет последствия для всей жизни. Они отказались принять мои аргументы и собрали правовой комитет. Эта встреча была очень травмирующей и поучительной (открывающей глаза). В моей просьбе об аннулировании был ряд пунктов, выделяющих, почему я не могу признать, что СИ учат истине, но на протяжении всей встречи они отказывались обсуждать эти вопросы. Было совершенно очевидно, что нет никакого интереса о том, верю ли я все еще в Библию и Бога, скорее, «Признаю ли я Общество Сторожевой Башни как организацию Иеговы?» Вскоре после этого было объявлено, что я больше не являюсь СИ.

   Следующие шесть месяцев стали еще более эмоционально тяжелыми. Внезапно я был отрезан от семьи и друзей. Но в то же самое время я испытывал невероятный подъем. Мне было 36 лет, и впервые я, наконец, почувствовал, что я - настоящий, живой, свободный. Я не понимал, каким подавленным я был многие годы пребывания СИ. Теперь я мог видеть красоту в окружающем мире и «мирских» людях. Сейчас я чувствовал себя связанным с ними, а не наблюдателем. Я был свободен  от постоянного негативного влияния со стороны ОСБ, внушающей о необходимости смириться со всем в последние дни, наполненные злыми людьми, которых Бог должен уничтожить. Однако, я не мог преодолеть глубокую травму от потери семьи и перестать думать, что можно сделать, чтобы изменить это положение. Чтобы контролировать свое мышление, мне пришлось обратиться к психиатру.

   Одна из самых трудных вещей, которую я должен был признать, это то, что родители-СИ и родные ставят организацию выше семьи. Есть несколько оговорок по поводу этого правила. Они убеждены, что отречение от исключенного служит для его же блага и необходимо, чтобы вернуть к Иегове, а также необходимо для их собственной вечной жизни. Но все гораздо глубже. Вы сталкиваетесь с их системой убеждений, что есть более дорогое, чем семья, и, конечно, более дорогое, чем ты сам.

   Другая трудность в связи с уходом была та, что я не мог доверять ни одному из моих убеждений. Фактически все, во что я верил, было навязано мне с рождения. В своих исследованиях я понял, что Сторожевая Башня использует ошибочную логику, воздействуя на читателя, чтобы привести его к выводам. Возникла необходимость научиться оценивать информацию и сверх того пересматривать каждое свое убеждение, мораль и идеалы.

   Я категорически против любой религии, которая манипулирует своими членами и с нетерпением жду времени, когда не будет больше злодеяний во имя религии, проявляются ли они в форме терактов, религиозных войн, насилия, отречения семей, отказа от медицинского лечения или только контроля убеждений и чувств с помощью страха и вины. Я с оптимизмом смотрю на уменьшение несправедливости во имя религии с помощью просвещения, видя Интернет как инструмент для повышения доступности просвещения в ближайшие десятилетия.

   С годами я наладил контакт с бывшими друзьями, так как они тоже пришли  к выводу, что учения ОСБ основаны на лжи и заблуждениях. Истекшие 100 лет со дня начала  невидимого правления Иисуса в 1914 году дают понять, что этому учению нельзя доверять. Я с нетерпением жду, когда к этому пониманию придут мои племянник и племянница, так что  я смогу познакомиться и быть им поддержкой в отсутствии других членов семьи.

   В течение многих лет, когда у меня были сомнения, я не хотел иметь детей, теперь я вижу семью как важную часть жизни, так как после 10 лет брака в возрасте 38 лет у меня появился мой первый ребенок - Зак. Рождение сына и забота о нем каждый день стали самой большой радостью в моей жизни.

  
Фото: Заку 7 лет.



Правовой комитет Пола Гранди.


 Я написал это изложение заседания моего правового комитета после возвращения домой.

   Я знал, что вскоре буду лишен общения и полностью понимал последствия, но было похоже, что с моих плеч сняли тяжелый груз. После ловушки, в которой я находился благодаря манипулятивному культу 10 лет, я мог, в конце концов, двигаться по жизни дальше.

   Сегодня 8 января 2006 года у меня был апелляционный комитет, все было удивительно хорошо, но, невзирая на это, я буду лишен общения. Должен сказать, что это было самым забавным, что я видел у СИ за долгое время. Вначале я чувствовал тошноту от напряжения, которое стало благом, так как избавило меня от излишней эмоциональности, так что я был в состоянии контролировать направление встречи.

   Итак, две недели назад старейшины прибыли без предупреждения ко мне домой в один из вечеров и сказали, что они создадут правовой комитет для обвинения меня в отступничестве за сайт jwfacts.com. Я отказался признать, что он является моим, но был очень расстроен и недвусмысленно выразился, что я в высшей степени против деятельности ОСБ, не считаю себя больше частью их религии и буду разбираться с каждым из них в отдельности, если они доведут до комитета.

   По совету адвоката я отправил письмо о том, что дальнейшие преследования приведут к судебному иску против них. Но после первого слушания без меня они пошли дальше и вызвали меня, чтобы сказать, что я буду лишен общения. Я обжаловал это, и поэтому второй комитет был устроен с шестью старейшинами, включая трех представителей Вефиля и районного надзирателя.

   Когда я прибыл, все шестеро братьев сидели, я занял свое место и спросил, где можно подключить диктофон. Они сказали, что записывать нельзя и если я включу его, они покинут комнату. Я ответил, что меня беспокоит то, что мне отказали в возможности вести письменные записи, отказали в записывающем устройстве, отказали в присутствии свидетеля, хотя против меня - шестеро свидетелей. Такое поведение всерьез ставит под сомнение честность и намерения присутствующих и считается незаконным и неэтичным большинством людей и обществом как не имеющее открытости. (Я все же включил МР3-плеер в сумке, но получилось почти неразборчиво, к сожалению, у меня не было возможности использовать более подходящую аппаратуру)

   Сначала обсудили письмо, которое я послал с просьбой об аннулировании крещения. Они сказали, что оно не одобрено при рассмотрении его служебным отделом Вефиля из-за того, что я крещен уже долгое время и подписывал другие соглашения с ОСБ, такие как назначение пионером.

   Затем обсудили мой сайт. Я отказывался признать, что он мой с первого посещения старейшин, которые рассердили меня. Я понял, что у них есть только показания (слухи) от одного свидетеля и им нужно «два свидетеля». Чтобы доказать, что он мой, они прошерстили мои комментарии на сайтах и форумах: jehovahs-witness.com [форум], jwfacts.com [сайт Пола], wikipedia.org и сайте интернет-реестра (регистрации). Я был впечатлен величиной проделанной работы, и мне стало смешно от этой их колоссальной работы.

Далее я поднял некоторые проблемы учений:

   Я показал, что лишение общения неправильно с точки зрения Библии и согласуется с поведением в «культах». Я использовал понятие «культ» неоднократно на протяжении всего процесса, так как представил им все 8 отличительных признаков культового поведения по Лифтону (Роберт Лифтон - американский психиатр).

   Я попросил объяснить, если, как заявляет Общество Сторожевой Башни, Святой дух руководит назначениями, то почему старейшинами назначают братьев, который прелюбодействуют. Они старались обойти этот вопрос, но я не позволил им двигаться дальше. Один брат сказал, что Иегова не спешит наказывать, на что я ответил, что это не тот случай, ведь его назначают в то время как он совершает тяжкий грех. Другой брат стал объяснять, что Святой дух не действует сейчас так, как в христианские времена. Я сказал, что это недостаточное объяснение. Если Святой дух явно действовал в течение библейских времен, он должен быть и сегодня, а иначе ОСБ ничем не отличается от других организаций.

   Затем я попросил подумать, что если бы такая же встреча была у мормонов, адвентистов седьмого дня или католиков, они так же говорили бы, что они правы, а я ошибаюсь. Что делает их столь высокомерными, чтобы считать, что 0,1% мирового населения правы, а 99,9% заблуждаются? Опять же, так ведут себя в любом культе. Почему они СИ? Потому что австралийцы. А если бы они были одним из 4 миллиардов людей в других странах, кто никогда не слышал об Иегове, они были бы в других религиях, но также были бы убеждены, что их религия истинная.

   Мы стали цепляться к некоторым словам, так что в конечном итоге я попросил быть ближе к делу. Было несколько странно, что в этот момент атмосфера была довольно живой, мы даже немного смеялись вместе, несмотря на жесткость ситуации. Затем я сказал, что не являюсь последователем Общества Сторожевой Башни, не считаю себя больше одним из ее членов, не общаюсь со Свидетелями Иеговы, поэтому, есть только одна причина, по которой я сегодня здесь присутствую - это чтобы высказаться и заставить их усомниться в том, что они имеют право разрушить мои отношения с семьей, официально объявив меня (лишенным общения). Они ответили, что у них нет выбора, кроме как следовать библейским принципам. Я поправил, сказав, что у них нет выбора, кроме как следовать правилам Общества Сторожевой Башни.

Затем, согласно установкам ОСБ, нужно рассмотреть три вопроса:

Наношу ли позор на имя Иеговы?

Влияю ли я на собрание?

Может ли лишение общения помочь мне исправиться?


Моим ответом было:

Я не был на встречах собрания несколько месяцев, и я больше не признаю себя как СИ, таким образом, я не наношу ущерб имени Иеговы

Я не связан с собранием, поэтому не влияю на него.

Я никогда не вернусь в культ.

   Я продолжил, что хочу только, чтобы меня оставили в покое от притеснений со стороны ОСБ. Однако, если меня объявят как лишенного общения, я сделаю все возможное, чтобы открыто и через прессу делать все, чтобы все были осведомлены о том, что СИ - культ. Если они сделают это со мной, я буду содействовать тому, чтобы в 10 раз больше человек покинуло организацию, чем, как если бы я там остался [прим. – речь идет о формальном статусе СИ, что позволило бы родственникам-СИ и друзьям-СИ не прерывать с ним общения]. В настоящее время люди, на которых я могу повлиять, это те, кто активно ищет ответы на вопросы в Интернете, но если меня лишат общения, я найду возможность предупреждать других СИ об организации. От их действий после встречи будет зависеть влияние на Общество Сторожевой Башни и на собрание.

   Председатель ответил, что они должны следовать установленному порядку и что комитет был только для того, чтобы увидеть, было ли решение первого комитета правильным. Затем, не посоветовавшись с другими, он сказал, что они пришли к выводу, что первый комитет принял правильное решение, определив меня как отступника и что в четверг я буду лишен общения. Я сказал, что буду обжаловать решение. Он заявил, что я не могу этого. Я попросил его не лгать мне, я знаю, что могу, и вынул копию из книги для старейшин, которую мне любезно одолжили, и показал, что могу обратиться напрямую в Вефиль.

   [прим. - Цитата из русскоязычного перевода книги «Внимайте себе и всему стаду», книги для старейшин-СИ в то время, недоступной для ознакомления «рядовым» СИ. Позднее была заменена на книгу «Пасите божие стадо», которая действует и поныне. Книга постоянно пополняется примечаниями из секретных писем для старейшин с изменениями и инструкциями].

страница 127.

   «Когда апелляционный комитет поддерживает лишение общения, данное лицо не имеет права снова обжаловать решение. Однако, если кто-нибудь по-прежнему убежден, что в разбирательстве произошла серьезная ошибка, то апелляционный комитет должен сообщить ему, что он в течение семи дней может в письменной форме преподнести свои заявления апелляционному комитету, который перешлет их в бюро филиала.

Апелляционный комитет приложит это заявление к материалу, который посылается бюро филиала.

    Пока не получен ответ от бюро филиала, не следует делать объявления о лишении общения. Если апелляционный комитет в течение семи дней не получает письменного утверждения о серьезной ошибке в разбирательстве (как изложено выше), то ему следует выслать бланки S-77 и S-79 и поручить первому комитету дать объявление о лишении общения».


 [ В английской книге «Внимайте» в посте Пола от руки написано примерно следующее: «Никогда не предполагают, что для человека возможна повторная апелляция. Вопрос только в информировании филиала об упорном несогласии».

   В русском кто-то добавил из бывших СИ примечание: «КТО-НИБУДЬ – любой брат или сестра. Может попробовать таким образом образовать цепную реакцию? Но будьте осторожны: на правовых комитетах старейшины беззастенчиво выясняют: «кто ещё знает об этом вопросе»? Или: «Кому ты ещё рассказывал об этом»? Потом могут тихонько нейтрализовать всех знающих». ]


  Я извинился за то, что вынужден был это сделать, но сказал, что если мое имя будет объявлено как лишенного общения, я буду вынужден подать в суд на каждого из них в отдельности. Я посмотрел на самого богатого из них и сказал, что надеюсь, что он имеет достаточно много денег. Он, а затем и другие, сказали, что у них нет денег. Я засмеялся и сказал, что не хочу денег, а буду делать это только для того, чтобы предупреждать других об опасности этой религии. Тогда они предложили подумать о том, что любое такое действие причинит боль моей семье (как смешно, ведь это их действия могут повлиять на мою семью).

   На самом деле я не имел намерения подавать в суд. Незадолго до комитета я советовался с адвокатом, который сказал, что выиграть дело против них практически невозможно. Начнем с того, что судебная система крайне осторожно ввязывается в религиозные дела. Кроме того, последняя формулировка объявления о лишении общения тщательно проработана юристами и не оставляет возможности оспорить. Я убедился в этом, исследовав, что было очень мало случаев, выигранных бывшими СИ относительно лишения общения, и то, это были случаи, когда формулировка была более конкретной.

   Председатель в заключении сказал, что он обязан сообщить мне, что если я когда-нибудь захочу вернуться в организацию, что всегда предлагается, я должен буду подать соответствующую просьбу в письменном виде. Я ответил, что не принимаю их предложение, но если любой из них захочет понять, почему ОСБ не учит истине, у них всегда есть возможность подойти ко мне, на что они стали посмеиваться.

   Самый старший из братьев сказал: «Тебе только 35, а ты так быстро зашел так далеко». Я не совсем понял, что он имел в виду.

   Я закончил упоминанием о том, что им нужно быть реалистами в отношении будущего организации. 1,2 млрд. часов проповеди привели к увеличению числа СИ в 2005 году на 81 000. В этот момент пожилой брат сказал, что не может слушать это и вышел. Я продолжил, что организация может стать не такой опасной, если исправит эту нехристианскую практику - лишение общение, а также относительно крови. Председатель был руководителем Комитета Австралии по Связям с Больницами (КСБ), поэтому я упомянул о новом правовом положении, которое серьезно повлияет на СИ, и что действующее положение в отношении крови остается в подвешенном состоянии и должно быть изменено. Наконец, я сказал, что многие люди нуждаются в религии, и я не хочу вредить их вере своей жизнью в организации. Я просто хочу помочь тем, кто ищет. Но если меня не оставляют в покое, когда я уже не связан с собранием, то это действительно культ, и люди должны быть предупреждены об этом.

   Тогда я спросил, могу ли уйти, они все встали и пожали мне руку, что было удивительно приятно. Поэтому я еще раз извинился за те трудности, которые я вызвал у них, но я не мог согласиться позволить им разрушать мои отношения с семьей и призвал их еще раз серьезно обсудить объявление о лишении меня общения.

   Было интересным наблюдать за тремя членами первого комитета, так как они были только наблюдателями. Каждый был из второго или третьего поколения СИ. Председатель первого комитета все время сердито смотрел в пол. Единственный вефилец из них слушал некоторое время, затем стал листать Библию, как бы игнорируя все, что говорилось. Это был именно тот, кто раньше говорил, что каждый «мирской» человек заслуживает быть убитым Иеговой, так как сердце мирского с его врожденной способностью к невообразимому злу не отличается от сердец немецких нацистов. Третьим был женатый брат 35 лет. Он сидел в течение всего времени, подавшись вперед, на краешке стула, и его глаза «ползли на лоб». Он рассказывал мне на прошлой неделе, что этот случай очень сильно повлиял на него. Будет интересно, как это в будущем скажется на его вере, так как моими последними словами ему были: «Сколько еще семей ты собираешься разрушить, будучи старейшиной?»

   На выходе в коридоре стоял пожилой брат, чтобы проводить меня. Мы заговорили, и он сказал, что понимает, как мне тяжело, потому что его сын лишен общения. На меня нахлынула грусть, думая, как, казалось бы, из благих намерений, этот брат разрушил свою семью из-за организации. Мне хотелось закричать: «Разве ты не видишь, что все это неправильно?» Я надеюсь, что мои родные поймут бесполезность лишения общения и не потратят свои последние годы, отдалившись от меня.

   Зачем столько неприятностей и стрессов вместо того, чтобы отделиться самому? Я категорически не согласен с лишением общения и хотел испытать все возможные способы, чтобы убедить старейшин просто оставить бывших СИ в покое.

   Статью об истории и происхождении 
«раввинских судов» в ОСБ можно прочитать на сайте «Некуда идти» в статье: «Лишение общения. Чем оно угрожает Сторожевой Башне?»

Смотрите также (на английском языке):

Письмо с просьбой об аннулировании

Как я получал личные документы из Вефиля


Видео с Полом Гранди (на английском) - август 2015 года:



 #jw_org, #свидетели_Иеговы,
#Блог_Вениамина_Яковлева_jw

Комментариев нет:

Отправить комментарий