Чтение

Чтение

вторник, 2 июня 2015 г.

Являются ли Свидетели Иеговы - сектой?


Для того, чтобы обсуждать что является "сектой", а что - нет, надо разобраться сначала со значениями слова "секта".

Я, как носитель русского языка, знаю несколько значений этого слова у разных групп лиц. И знаю, как оно обычно употребляется этими группами.
Притом, сразу скажу, что "секты" бывают не только религиозные, но, скажем, политические или построенные на других идеях.

В религиозном смысле слово "секта" обычно ставится на одну ступеньку с "ересью" и "отступничеством" и может относиться к любой религиозной организации, например, в христианстве, которая может быть меньше размером. Например, православная церковь изначально и до сих пор считает католиков - "еретиками" по их исповеданию веры, но поскольку католическая церковь очень мощна и имеет размер по количеству сторонников в разы больше православной церкви, а также влияет сильно на религиозное христианское поле и политику, то православная церковь угодливо называет их "инославными". Мол, не совсем они "правильно верят", но близко, близко к тому, что мы считаем "правильным".

То есть, налицо позиция религиозного лицемерия и раздвоения сознания. С одной стороны - "ересь", с другой "инославие", которое применяется не ко всем, а только к тем, кто разделяет большую часть догматов той же православной церкви.

Вот историческая справка по 19 веку в России:

"В Российской империи на законодательном уровне чётко разделялось инославное население (неправославные христианского исповедания) и иноверческое население (исповедовавшее нехристианские религии). Закон выделял среди «терпимых религий» инославные вероисповедания (римско- и армяно-католическое, армяно-григорианское, евангелическо-лютеранское и евангелическо-реформатское) и иноверные (мусульманство, иудаизм, буддизм (ламаизм) и язычество)".

Оказывается, среди "инославных" были "терпимые религии" (видимо, по градации господствовавшей тогда православной церкви в религиозных вопросах в государстве).

А что сейчас? Там же говорится:

"Схожей терминологии придерживается и современная Русская православная церковь. Позиция РПЦ в отношении инославия сформулирована в документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию»[12], принятом в 2000 году на Архиерейском Соборе РПЦ в 2000 году."

В частности там читаем (выборочные цитаты на которые хочу обратить внимание):

2.6. Для Православия неприемлемо утверждение о том, что христианские разделения являются неизбежным несовершенством христианской истории, что они существуют лишь на исторической поверхности и могут быть исцелены или преодолены при помощи компромиссных межденоминационных соглашений.

2.7. Православная Церковь не может признавать «равенство деноминаций». Отпавшие от Церкви не могут быть воссоединены с ней в том состоянии, в каком находятся ныне, имеющиеся догматические расхождения должны быть преодолены, а не просто обойдены. Это означает, что путем к единству является путь покаяния, обращения и обновления.

2.8. Неприемлема мысль о том, что все разделения суть трагические недоразумения, что несогласия кажутся непримиримыми только от недостатка любви друг к другу, от нежелания понять, что при всем различии и несходстве есть достаточное единство и согласие в «главном». Разделения не могут быть сведены к человеческим страстям, эгоизму или тем более культурным, социальным или политическим обстоятельствам. Также неприемлемо утверждение, что Православную Церковь отличают от христианских сообществ, с которыми она не имеет общения, вопросы второстепенного характера. Нельзя сводить все разделения и разногласия к различным небогословским факторам.

2.9. Православная Церковь отвергает также тезис о том, что единство христианского мира можно восстановить только путем совместного христианского служения миру. Христианское единство не может быть восстановлено согласием по мирским вопросам, при котором христиане окажутся едины во второстепенном и по-прежнему будут расходиться в основном.

2.10. Недопустимо ограничивать согласие в вере узким кругом необходимых истин, чтобы за их пределами допустить «свободу в сомнительном». Неприемлема сама установка на толерантность к разномыслию в вере. Но при этом нельзя смешивать единство веры и формы его выражения.

И особенно вот этот пункт:

6.3. Православная Церковь проводит четкое различие между инославными исповеданиями, признающими веру в Святую Троицу, Богочеловечество Иисуса Христа, и сектами, которые отвергают основополагающие христианские догматы. Признавая за инославными христианами право на свидетельство и религиозное образование среди групп населения, традиционно к ним принадлежащих, Православная Церковь выступает против всякой деструктивной миссионерской деятельности сект.
________________________


  Теперь понимаете, насколько бескомпромиссная и однобокая позиция в данном вопросе у православия и что оно считает "инославными", а кого - "сектами"? Вот не веришь ты, в непонятную для логики "Святую Троицу" или "Богочеловечество Иисуса Христа" (Иисус, якобы, часть триединого бога) - значит, твоя религия - "секта" для православия. Ты даже не "инославный". Ты просто - сектант!

  Ну и позиция такая у православия в отношение инославных - приходите, кайтесь, принимайте только наши догматы и обычаи, наши обряды, нашу иерархию церковную, только тогда вы встанете на путь "истинный". Вот так просто - откажись, еретик, от своих заблуждений, раскайся, авось и простим.

  И именно эта религия в России учит прежде всего "бороться с сектами". Это четко указано в пункте 6.3. За "инославными", которые верят в "Святую Троицу" и ряд догматов, совпадающих с ПЦ - они "признают право на свидетельство и религиозное образование среди групп населения", а вот кто не верит в "Святую Троицу" - да их гадов, вообще бы поубивали. Со Львом Николаевичем Толстым и его сторонниками вместе! Потому что Толстой верил-верил в православие, потом стал разбираться, исследовать, учил еврейский и греческий, чтобы священное Писание читать на исходных языках, а потом отказался от учений "вселенской" православной церкви, придя к совершенно другим заключениям о хранении ей "учения Христова", за что православная церковь публично его возвела в ранг "впавшего в грех гордости и лжеучительства".

  Почитайте, как это звучало от православной церкви. Это просто образчик христианской любви и полное отсутствие "власти над чужой верой".

Определение Святейшего Синода от 20-22 февраля 1901 года

  Изначала Церковь Христова терпела хулы и нападения от многочисленных еретиков и лжеучителей, которые стремились ниспровергнуть ее и поколебать в существенных ее основаниях, утверждающихся на вере в Христа, Сына Бога Живого. Но все силы ада, по обетованию Господню, не могли одолеть Церкви святой, которая пребудет неодоленною во веки. И в наши дни Божиим попущением явился новый лжеучитель, граф Лев Толстой. Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой в прельщении гордого ума своего дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно пред всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его Матери, Церкви Православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной, которая утвердила вселенную, которою жили и спасались наши предки и которою доселе держалась и крепка была Русь святая. В своих сочинениях и письмах, во множестве рассеиваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого Отечества нашего, он - а) проповедует, с ревностью фанатика, ниспровержение всех догматов Православной Церквии - б) самой сущности веры христианской:

+1. отвергает личного живого Бога во святой Троице славимого, Создателя и Промыслителя вселенной
+2. отрицает Господа Иисуса Христа - Богочеловека
+3. отрицает Иисуса Христа как Искупителя , пострадавшего нас ради человеков и нашего ради спасения
+4. отрицает Иисуса Христа как Спасителя мира
+5. отрицает воскресшение Иисуса Христа из мертвых
+6. отрицает бессеменное зачатие по человечеству Христа Господа
+7. отрицает девство до рождества Пречистой Богородицы и Приснодевы Марии
+8. отрицает девство по рождестве Пречистой Богородицы и Приснодевы Марии
-9. не признает загробной жизни
-10. не признает мздовоздаяния;
+11. отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святого Духа
+12. ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа,
не содрогнулся подвегнуть глумлению величайшее из таинств, святую Евхаристию.

  Все сие проповедует граф Толствой непрерывно, словом и писанием к соблазну и ужасу всего православного мира, и тем не прикровенно, но явно перед всеми, сознательно и намеренно отторг себя от всякого общения с Церковию Православною. Бывшие же к его вразумлению попытки не увенчались успехом. Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею. Ныне о сем свидетельствует перед всей Церковию к утверждению правостоящих и к вразумлению самого графа Толстого. Многие из ближних его, хранящих веру, со скорбию помышляют о том, что он на конце дней своих остается без веры в Бога и Господа Спасителя нашего, отвергшись от благословений и молитв Церкви и от всякого общения с нею.

  Посему, свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние и разум истины. Молим ти ся милосердный Господи, не хотяй смерти грешных, услыши и помилуй, и обрати его ко святой Твоей Церкви. Аминь.

П о д л и н н о е   п о д п и с а л и:
Смиренный Антоний, митрополит С.-Петербургский и Ладожский
Смиренный Феогност, митрополит Киевский и Галицийский
Смиренный Владимир, митрополит Московский и Коломенский
Смиренный Иероним, архиепископ Холмский и Варшавский
Смиренный Иаков, епископ Кишиневский и Хотинский
Смиренный Маркел, епископ
Смиренный Борис, епископ".

Л.Н. Толстой отрицал догматы 1-8,11,12.(помечены знаком +), всего 10 и не отрицал а) ,б), 9, 10.(помечены -)-смотри "Ответ Синоду..."
"Церковные Ведомости" от 24 февраля 1901г.
Г.И.Петров. Отлучение Льва Толстого от церкви. М.1978г. стр.29. "

  Ну и сторонники его взглядов именно православной церковью ЕЩЕ ДО ЭТОГО ОТЛУЧЕНИЯ были названы "религиозно-социальной сектой".

Вот цитата из одной статьи о толстовском движении Нижегородского госуниверситета им.Лобачевского (статья называется "Толстовское движение после первой мировой войны)":

 1897 г. 3-й миссионерский съезд православной церкви был вынужден прямо признать угрозу толстовского движения, объявив его «религиозно-социальной сектой» [29, c. 98], и начать с ним борьбу. Регулярно появлявшиеся заметки и статьи против толстовцев в журнале «Миссионерское обозрение» [30–33] красноречиво свидетельствуют о продолжавшемся распространении идей Толстого в российском обществе. Уже в 1900–1901 гг. обер-прокурор синода К.П. Победоносцев в своих отчетах признал в толстовстве самого опасного врага православной церкви [34, с. 192–193]. Определенной кульминацией антитолстовской кампании стал первый судебный процесс по делу толстовцев, длившейся с марта 1903 г. по сентябрь 1905 г".

  Сам Толстой публично писал о том, что преследуют и судят его сторонников, что, если власти надо, пусть судят его. Но, судя по данным, царь лично запретил трогать самого Толстого, видимо, чтобы не делать из него мученика в глазах сторонников. В результате преследовали больше тех, кто был этими самыми сторонниками.

  То есть мы видим некую последовательность: православная церковь объявляет его учение "ересью", его "врагом православия" и его сторонников "религиозно-социальной сектой". После чего идет волна преследований.

  Вот что такое использование слова "секта" в руках господствующей религии. То есть - "сектанты" - это не просто верующие-инославные, это некие "враги православия" (если говорим о России), которых по мнению данной религии нужно всячески преследовать и избавляться от них. Ну потому, что они в "Святую Троицу", как Толстой не верят. И в другие "догматы" церкви.


Теперь я хочу сказать о "народном" употреблении слова "секта". Хотя все люди вкладывают в это слово разный смысл и оттенки. Обычно, сектами называют какие-то группы людей, которые верят, с точки зрения большинства, непонятно и странно, непонятно и странно для большинства себя ведут в обществе, очень убеждены в "истинности" своих знаний и стараются всем эту "истину" доказать при удобном, а иногда и не очень удобном случае. Но так или иначе, в русском языке слово "секта" несет больше уничижительно-оскорбительный оттенок, а не только информационную составляющую. И православие, которое считает, что при переговорах с католиками нужно избегать слов "ересь" и "еретик", совершенно не стесняется учить в своих заведениях и на своих лекциях о "сектах", которые, исповедуют и живут иначе, чем они.

Так являются ли Свидетели Иеговы - "сектой".

И да, и - нет. Почему?

  Если брать древнюю историю христианства, а до него иудаизма, на котором оно основано, а также взять ту же библию, то учения Иоанна Крестителя или Иисуса Христа изначально были именно "сектантскими". История знает много разных общин и направлений в том же древнем Израиле и за его пределами среди иудеев и христиан. И разные "инославия" им мало мешали заседать даже в одном Синедрионе. Например, очень хорошо описан случай с ап. Павлом, когда он устроил ругань между "саддукеями и фарисеями" заявив, что он является фарисеем и потомком фарисеем (хотя был христианином на тот момент) и что его судят, якобы, за веру в воскрешение. И там же в книге Деяния 23 главе, говорится в 8 стихе: "ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни ангела, ни духа, а фарисеи признают и то и другое".

 Так что саддукеи не верили в духов и возможность воскрешения, а фарисеи - верили, но сидели в одном Синедрионе, как разные религиозные партии, в то время судили христиан -"сектантов".

  Если же сравнивать сами учения и различные обычаи тех же Свидетелей Иеговы и, например, православия, да и с другими "христианскими религиями", то масса мифологии, бредовых верований, нелогичных толкований, каких-то своих обычаев и обрядов - много и там, и там, и там. В православии даже этого больше намного, потому что религия существует намного дольше Свидетелей Иеговы и накопила разных противоречий и впитала нехристианских воззрений намного больше.

  Когда же говорят защитники православия, что, у нас, мол, так не вмешиваются в личную жизнь, нет такого контроля за нравственностью как у Свидетелей Иеговы - это не так.

  Просто православным может себя назвать фактически любой человек. Вот, предположим, крестили младенца в детстве. Он и библии-то не читал даже. И понятия о догматах православия не имеет. Ну будет носить, к примеру, крестик на шнурке или цепочке, красить яйца на православную Пасху, и иметь в машине маленькую иконку. И он тоже может считать себя "православным".

  Так в православии таких называют "захожане". Которые изредка заходят в церковь, а то и вообще 3 раза в жизни: в младенчестве крестят, могут обвенчать, ну и при смерти отпевают. Такое "трехразовое" присутствие на службах в течение жизни.

И вот к таким захожанам православие никогда не полезет в личную жизнь. И те, никогда не пойдут никому "исповедываться".

  Ну а теперь представим, что есть люди, которые годами могут ходить на собрания Свидетелей Иеговы и не становиться крещеными Свидетелями Иеговы. Много таких людей приходит к Свидетелям на Вечерю Воспоминания Смерти Иисуса Христа один лишь раз в году.

  Свидетели тоже никогда не смогут лезть в жизнь к таким людям со своими внутренними инструкциями. А вот после того, как человек стал "крещеным Свидетелем Иеговы", то это можно сравнить в чем-то, как православный, который стал священником или монахом. Вот тут уже и священник и монах обязаны подчиняться иерархии и всяким требованиям-инструкциям от этой иерархии.

  Потому, рядовые Свидетели Иеговы - это подобие "священнослужителей" разного уровня у православных. А те, кто просто общается со Свидетелями Иеговы - они таких требований и давления ответственности не испытывают.

  Основная проблема для России большинства протестантских религий, к коим можно отнести и Свидетелей Иеговы также - это в том, что они управляются из-за рубежа, часто из США. Вот это - основная проблема. В отношении же проблем учения, зарабатывания денег религиями, обмана верующих - это все примерно одинаково. Это есть и там, и там, и там. Даже можно говорить о том, что многие протестанты больше христиане, чем те, кого причисляют к православным или католикам. Но у них часто и обучение, и фильтр отбора после катехизации (первоначального обучения) строже. В этом есть разница.

  Так что практически любая христианская религия будет считать других или "инославными" ("терпимыми религиями") или "сектантами", а все отличающиеся учения о Боге, Христе и т.д. - "ересями". Они так понимают по своему то, что написано в Новом Завете.

  Да и какой Христос и Бог возможен без врага-"дьявола"? И как может быть мир без "дьявола" у таких верующих? И как могут быть религии, "искажающие учение о Христе" без "антихриста"? Ну это же в принципе для них НЕВОЗМОЖНО!


  Напоследок - к организации Свидетелей Иеговы больше всего подходит определение "дектруктивный культ" по ряду признаков.

На этом данный пост закончу.

 P.S. - пост был адаптирован к сомневающимся СИ, сейчас я бы переписал его и написал иначе. Потому читайте и другие посты в этом и других моих блогах.

  Можете ещё больше прочесть в посте: Можно ли Свидетелей Иеговы считать сектой?



 #jw_org, #свидетели_Иеговы, 
#Религиозные_миражи, #БлогЯковлеваJW

Комментариев нет:

Отправить комментарий